Генрих Аграновский

ПАМЯТНИКИ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В ВИЛЬНЮСЕ

 

 

Глава 3 Еврейский госпиталь

На бывшей окраине Старого города издавна находиться улочка, название которой в XIX — XX столетиях неоднократно менялось в зависимости от смены властей и режимов — Госпитальная, Шпитальна, Лигонинес, но всегда означало одно и то же: Больничная улица. Мало кто в Вильнюсе знает, что это название улица получила от еврейского госпиталя, обосновавшегося здесь, около городской стены, два столетия назад и занимавшего дома (по современным адресам) Пилимо, 38 и Лигонинес, 1.

В 1805 году вильнюсский вице-губернатор П. Боглиевский сообщая своему непосредственному начальнику: "С давних времён и более же тому 100 лет, как виленское еврейское общество для вспоможения бедным и изувеченным учредило братство, от подаяния коего содержимы были бедные, больные и четыре надзерателя. После того, когда число больных умножилось и не было порядочной гошпитали, то сделаны (были) складки и введены доброхольные подаяния, из коих на содержание тогдашнего числа больных, выстроен гошпиталь . . . “. Мы не знаем точно, где было первоначальное здание госпиталя; предполагается, что он находился вблизи "Еврейских ворот" на Ятковой улице, вблизи её перекрёстка с Немецкой. В документе от 1794 года госпиталь впервые упомянут в доме № 346 по нынешней улице Лигонинес. По-видимому, в этот дом госпиталь перебрался в 1790 — 1794 годах, так как в 1790 году у дома был другой владелец.

В начале XIX века у госпиталя (его называли "хекдеш") были более обширные функции, чем у теперешних больниц: "Из всего дохода заведывающие сею госпиталью, обязаны не только содержать умножающееся число бедных и производить для больных на лекарей и на покупку медикаментов расходы, но в случае смерти матерей должны платить за кормилиц или нанимать их для детей, иметь над сиротами опеку и делать нищим и изувеченным, прибылым и здешним, подаяние вспоможение, . . бедных сирот не оставлять без помощи . . . “. Далее в документе указывается, что " . . . в самой гошпитали, кроме тех, которые ещё в городе и на предместьях на квартирах помещаются, находиться нищих и больных 100 человек".

Прошение вильнюсских евреев о бедственном положении госпиталя было передано императору Александру I , который дал в 1806 году указание: "Желая поддержать существование еврейской в городе Вильна гошпитали, учреждённой уже более 100 лет для пристанища больных и бедных евреев, повелеваю отпустить на содержание оной ежегодно по 2500 рублей в год из общих государственных доходов". Было выделено также единовременное пособие в 3000 рублей. Вскоре, в августе 1809 года, по просьбе главного надзирателя госпиталя, доктора медицины Якова Лейбошица (Либошица), при госпитале было разрешено открыть аптеку.

По-видимому расширение госпиталя в конце XVIII — начале XIX столетий имеется в виду в письме его старшин от 27 марта 1819 года: "Сей гошпиталь более уже ста лет существует . . . был прежде в нехорошем устройстве, что едва мог удерживать 20 больных . . . (Ныне) . . . сей гошпиталь пришёл в такое состояние, что удерживает более, как 150 больных . . . “.

Вторично госпиталь расширился в 1820 — 1823 годах. В рапорте виленского Приказа Общественного призрения от 6 октября 1823 года сообщается, что в этот период госпиталь расплатился за свои долги — 3000 рублей, и что вице-губернатор " . . . велел изнова построить каменный флигель от Конского базара, уравнять с оным старое здание, с одной и другой стороны . . . (устроить) . . . входы от Еврейской улицы [по-видимому имеется в виду Госпитальная улица — Г. А.], купить от мещанина Семеновича приграничивающий к гошпитали плац, обстроить оный . . . нужными зданиями . . . “. Так как известно, что Семеновичу принадлежал земельный участок, находившийся за городской стеной, можно сделать вывод, что уже в конце первой четверти XIX века часть помещений больницы находилась на нынешней улице Пилимо (Завальной). В июле 1823 года Литовский военный губернатор А. Римский-Корсаков указывал, что " . . . здешний еврейский гошпиталь . . . поставлен . . . в столь хорошее положение, в котором он никогда не был и, может быть, что и в других местах . . . лучше онаго еврейского гошпиталя не найдётся. С устройством его лечение больных улучшилось, продовольствие их изобильное сделалось, строение более как в двое распространилось . . . сверх всего вне гошпиталя страждущим болезнями по домам отпущается несравненно более прежнего лекарств, . . . смертность в оном гошпитале и в городе еврейского народа весьма менее противу прежних лет сделалась". В этом же архивном деле указывается, что " . . . из числа бывших в гошпитале с 1820 по 1 сентября сего года [т.е. 1823 г. — Г. А.] обоего пола 5182 больных, выздоровело 4916, а умерло всего только 333".

Из документов следует, что администрация госпиталя состояла из 6 старшин, избираемых Кагалом. В 1817 году, по требованию военного губернатора, администрация пополнилась ещё 6 старшинами, среди которых были в конце 1830-х гг. Хаим Нахман Парнес (известный талмудист, основатель иешивы "Рамайлес"), Гирш Каценеленбоген (просветитель, будущий инспектор Раввинского училища), Соломон Гейман (крупный банкир). Штат госпиталя в этот период насчитывал 27 человек, в том числе одного доктора, одного аптекаря, одного цирюльника, десяти надзирателей и надзирательниц. Доходы госпиталя состояли, кроме годовой дотации 2500 рублей, выделенной ещё в 1806 году царём Александром I , также с "продажи кошерной говядины, со всякого фунта по 1,5 гроша, с продажи птицы . . . за бракосочетания и похороны . . . “. В 1818 году, по предложению вице-губернатора, графа Энберга, эти непостоянные доходы были заменены на ежегодно выделяемую из коробочного сбора сумму 12300 рублей. В 1842 г. была проведена реформа управления госпиталем — вместо старшин, избираемых Кагалом, контроль над госпиталем начал осуществлять Попечительский Совет Приказа общественного призрения. В 1848 году депутаты "Виленского еврейского общества" во главе с крупнейшим в городе богачом Юдлом Апатовым пытались снова поставить госпиталь под свой контроль. В своём прошении они указывали: "С давних времён, до 1842, виленским еврейским гошпиталем управляли без всякого жалования и корысти члены из евреев, коих общество наше избирало всегда . . . из почётнейших своих купцов и обывателей. Они помещали в гошпиталь от 200 до 250 больных, а сверх того отпускали безденежно медикаменты по рецептам от 6000 до 7000 в месяц из гошпитальной аптеки: . . . пьявицы, мази, зельи, глазные ширмы, грижевые банты и прочие врачебные вещества, а равно нанимали кормилиц для бедных ребёнков . . . заведение сие содержится от доходов поступающих от евреев, а между тем они не допускаются к какому-либо наблюдению за действительным призрением бедных больных". Подписавшиеся просят " . . . об определении . . . одного из почётнейших лиц нашего общества в помощь смотрителю еврейского госпиталя для лучшего устройства для больных".

Необходимо отметить, что еврейские врачи пользовались в городе солидной репутацией — из них наиболее известны Яков Лейбошиц (Либошиц, 1741 — 1827) и Мендель Трахтенберг (1799 — 1890). В рапорте "Виленского Приказа общественного призрения" от 11 июля 1839 года сообщалось, что "в указе Правительственного Сената от 8 ноября 1838 года изложено дозволить евреям, имеющим дипломы от наших академий и университетов на звания лекарей и докторов медицины, поступать на государственную службу по медицинской части . . . “. Далее в рапорте указывалось, что "администрация [еврейского госпиталя — Г. А.] признаёт нужным иметь при этрм заведении третьего врача по обширности гошпиталя . . . Администрация имеет в виду хорошее поведение Трахтенберга и доверие, заслуженное им в обществе ходатайствует об удовлетворении просьбы Трахтенберга". М. Трахтенберг проработал врачём в еврейском госпитале почти до конца своей длинной жизни.

В течение XIX столетия здание больницы неоднократно перестраивалось и расширялось. Во второй половине столетия больница занимала большую часть городских участков 346, 348, 1184 — 1186. Архитектор Левицкий, руководивший перестройкой больницы после пожара 1865 года, сообщал, что "здание еврейского госпиталя устроено на 160 кроватей . . . но . . . не редко помещаются в госпитале более 200 больных . . . ". В 1879 году больница расширилась за счёт приобретения ещё одного здания на городском участке 1186, которое в конце века было перестроено в трехэтажное. Однако к началу ХХ столетия часть строений госпиталя находились в полуразрушенном состоянии. Чиновник Виленского Приказа общественного призрения докладывал в марте 1902 года: "Виленский еврейский госпиталь в настоящее время функционирует на половину, так как половина больных выведена из госпиталя, из той части его, которая ныне представляет собой руины разрушающегося от времени здания, — в нанятое помещение". В том же архивном деле — протокол от февраля 1902 года, подписанный старшим врачём П. Турчаниновым и известными еврейскими врачами Ц. Шабадом (1864 — 1935), В. Залкиндом (1858 — 1935), А. Маковером (1870 — 1920) и др. с предложениями о строительстве новой больницы на "штатное число кроватей 150" со следующими отделениями: терапевтическое, хирургическое, сифилитическое, заразное, родильное, гинекологическое и глазное. Новый госпиталь предлагалось построить около зареченской площади, на углу Полоцкой и Поповской улиц. В 1903 — 1907 годах производился сбор средств для строительства нового госпиталя за счёт ежегодных отчислений из сумм коробочного сбора, одновременно ремонтировались старые помещения. В марте 1903 года "члены комитета по ремонту госпиталя" во главе с И. Бунимовичем сообщали, что "большая часть работ по ремонту госпиталя уже закончена". В новые помещения госпиталь так и не перебрался.

В начале ХХ века в госпитале было 3 постоянных врача. Число наёмных врачей доходило до двенадцати. Около 40 лет проработал в госпитале В. Залкинд, сменивший Турчанинова на посту главного врача. С 1924 по 1937 год главным врачём был А. Виршубский. Много сделал для развития госпиталя И. Б. Бунимович, руководивший в начале века Попечительским Советом .

Глава 10 Приют стариков

Ещё в 1846 году виленский губернатор, обсуждая с подчинёнными ему чиновниками деятельность еврейских благотворительных организаций, предлагал "учредить при Виленском еврейском госпитале, по примеру христианских, еврейскую богадельню . . . “. Однако официальная родословная этого учреждения начинается только с 1864 года. В документе от 1871 года мы читаем: " . . . тогда же [т.е. в 1864 году — Г. А.] передано было из госпиталя еврейскому обществу 22 больных и с того времени в городе Вильне, в наёмном доме, учреждена богадельня на ассигнованные собственно для неё из коробочного сбора 4 тысяч рублей . . . В настоящее время богадельня не имеет никакого устава, ни постоянного врача . . . Ныне призревается в богадельне до 75 человек . . . “. Проект устава был подготовлен только в 1875 году. В первом пункте его говорилось: "Для призрения слабосильных и престарелых евреев обоего пола учреждается в городе Вильне богадельня на 65 кроватей в купленном для той цели доме на предместье Лукишки под № 1653". Устав был утверждён в сентябре 1878 года.

Сведения о начальном периоде существования дома престарелых ("Мошав Скейним") мы находим в вышецитированном документе 1871 года: " . . . Призреваемых в богадельне евреев бывает от 50 до 70 . . . До перестройки госпиталя, т.е. до 1865 года, богадельня помещалась в самом госпитале и с 1865 года находится в наёмном доме Рындзюнского при Жандармском переулке . . . [теперь это улица Иогайлос — Г. А.]". Вскоре богадельня переехала в дом № 1653, в котором она находилась вплоть до начала Второй Мировой войны.

Дом на городском участке № 1653, впоследствии (в ХХ столетии) имевший адрес "ул. Портовая, 17", был приобретён примерно в 1873 — 1875 годах. В 1878 году он был перестроен. Известно, что это было двухэтажное каменное здание. В 1884 и 1897 годах к нему были достроены два двухэтажных флигеля, справа и слева от первоначального здания, и дом приобрёл свою нынешнюю длину. В 1909 году по проекту архитектора Френкеля здание было перестроено в трехэтажное, с полуподвальным помещением со стороны улицы, и четырехэтажное со стороны двора ] . С тех пор это здание сохранилось без значительных перестроек.

Богадельне, как это видно из документов 1920-х — 1930-х гг., принадлежало соседнее здание по Портовой, 13/2, угловое с улицей Стичневой (в XIX столетии это была начальная часть Лукишской улицы; поэтому и считалось, что богадельня находится на Лукишском предместье). В начале 1930 года это здание предполагалось перестроить, но из документов 1939 года следует, что оно подлежало сносу (сейчас этот дом не сохранился). По-видимому, это был совсем небольшой дом, т.к. его цена в 1937 году составляла всего 5300 злотых, в то время как дом на Портовой, 17 оценивался в 265000 злотых, а относительно небольшое двухэтажное здание по улице Стечневой, 8 (теперь это проспект Гедимино, 34) в 63600 злотых.

Управлялась богадельня Советом старейшин; как правило это были богатые вильнюсские купцы, имевшие возможность жертвовать деньги на содержание опекаемого ими приюта. Под проектом первого устава богадельни мы видим подписи М. Рабиновича, А. Манасевича, С. Валка и др. В конце XIX — начале ХХ столетий возглавлял Совет старейшин известный вильнюсский банкир и филантроп И. Бунимович. В состав Совета входили Е. Выгодский, Х. Берлин, З. Жук и др. Совет выбирался на 3 года и состоял из 6 человек. И. Бунимивич возглавлял Совет богадельни вплоть до конца своей жизни (1929 г.); в 1926 году было отмечено сорокалетие его деятельности в Совете богадельни, и он был избран почётным президентом. В дальнейшем, вплоть до ликвидации богадельни, в состав её Совета входил представитель семьи Бунимовичей.

В начале ХХ столетия в богадельне "призревалось 107 мужчин 96 женщин, увечных и слабосильных, в возрасте от 50 до 90 лет". В богадельне был свой молитвенный дом "Мошав Скейним".

В период между первой и второй Мировыми войнами богадельня имела официальное название "Еврейское общество милосердия "Приют стариков"*. Она владела многочисленными зданиями, в том числе несколькими домами по чётной стороне соседней улицы Стичневой (от номера 2 до номера 8), а также рядом домов в других частях города. В этот период, как отмечает С. Шарафан, в богадельне находилось около 300 стариков. Председателем Совета богадельни с 1926 года был известный врач и общественный деятель Григорий Гершун (1860 — 1941) — один из известнейших вильнюсских врачей и общественных деятелей. На этой должности он был до конца существования богадельни.

Летом 1940 года в Вильнюсе была установлена Советская власть. Вскоре началась ликвидация "буржуазных и националистических организаций". Осенью этого же года очередь дошла и до "Еврейского благотворительного общества "Дома для присмотра стариков". 1 ноября 1940 года оно было ликвидировано и его имущество было передано Народному комиссариату социального обеспечения. По-видимому, новые власти запутались в огромном количестве различных еврейских общественных организаций — ещё 13 сентября 1940 года они отправили Г. Гершуну по его многолетнему адресу "улица Доминикону, 7-1" уведомление, что руководимое им "еврейское благотворительное общество" ликвидируется согласно решению от 30 августа 1940 года. Большинство обитателей еврейской богадельни не надолго пережили ликвидацию своего приюта — они были первыми жертвами фашистской оккупации. Осенью 1941 года, вскоре после смерти своей жены, покончил жизнь самоубийством в вильнюсском гетто и бывший руководитель богадельни, 80-летний Григорий Гершун.

Глава 11 Еврейская филармония

Жизнь большинства вильнюсских евреев никогда не была лёгкой. Для материальной поддержки наиболее бедных из них в 1887 году было создано "Общество дешёвой столовой для бедных евреев", предоставлявшее своим клиентам обеды по символическим ценам. Руководитель общества, известный еврейский общественный деятель, участник 1 Сионистского конгресса в 1897 году, банкир Арье Найшуль (1857 — 1928) сообщал в июле 1907 года: "В столовой теперь обедает до 900 — 1000 человек в день". Арье Найшуль возглавлял общество вплоть до своей смерти, затем председателем общества стал Хаим Гордон. В 1920 годы в состав правления входили два представителя наиболее известной в городе банкирской семьи Бунимовичей: Израиль и его сын Тобиаш. В 1937 году в обществе насчитывалось 327 человек. Общество "дешёвых еврейских столовых" просуществовало до 1939 года, когда оно было ликвидировано.

Обществу, вплоть до его ликвидации, принадлежали два дома на углу бывших Новгородской и Макарьевской улиц (теперь это дома № 8 и № 10 по улице Наугардуко). В начале нашего века было принято решение расширить Новгородскую улицу. Для расширения трассы городским властям пришлось откупить у общества часть принадлежащей ему земли, примыкавшей к Новгородской улице. За проданный участок общество получило солидную по тем временам сумму в 8500 рублей. Эти деньги было решено использовать для перестройки основного здания общества, в котором находился зал собраний (теперь это дом на Наугардуко, 10). Проект был подготовлен в 1910 году и уже к концу этого года зал на 650 мест, получивший название "Филармония" был готов к эксплуатации. В акте приёмки, составленном губернским инженером и другими должностными лицами, говорилось:

"1910 года, декабря 17, мы нижеподписавшиеся, осматривали зал для концертов, принадлежавший Обществу дешёвой столовой для бедных евреев города Вильны, расположенный на Новгородской улице № 8, причём нашли, что всё выполнено согласно плану . . . правильно, прочно и из материалов хорошего качества и надлежащего размера; зал довольно просторный, имеет достаточное число выходов и потому безопасен как в конструктивном, так и в пожарном отношении. Ввиду всего вышеизложенного, осматривающие находят возможным допустить в этом зале всевозможные общественные увеселения".

Согласно "Словарю русского языка" С. Ожегова, "филармония" — это "учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства". У нас нет сведений, когда состоялся первый концерт во вновь построенном зале, но известно, что именно здесь происходило множество разнообразных концертных, театральных, общественных и др. еврейских мероприятий вплоть до начала Второй Мировой войны. Известно, в частности, что здесь в 1918 году начал работать "первый народный еврейский театр с Литве" (так его рекламировало газетное объявление). Наума Липовского (1874 — 1928). 5 ноября театр поставил пьесу известного драматурга А. Вайтера " Der Stumer " ("Немой").

В 1920 годы вильнюссцы знали здание филармонии, как центр спортивно-гимнастического общества "Маккаби". Вильнюсское "Маккаби" возникло в 1916 году; вскоре после создания первого в мире Варшавского "Маккаби" (1915 г.). Сохранилась копия устава Вильнюсского Маккаби 1920 г. В документе указывается, что почётными членами общества были доктора Г. Коварский, А. Маковер, Ц. Шабад, Я. Выгодский. В состав правления Маккаби в 1922 году входили Э. Глобус, С. Леванде, Л. Хаит и другие. Председателем правления общества был Э. Глобус. Доктор Э. Глобус, один из известнейших врачей, возглавлял Маккаби вплоть до своей смерти в 1938 году. В доме на Новогрудской Маккаби находилось до 1932 года. На этот период в общество входило 311 спортсменов. В дальнейшем, согласно полицейскому отчёту от 21 апреля 1939 г. общество насчитывало 700 человек, из них участвовавших в деятельности — около 400. Наиболее крупными секциями в обществе были представлены (по данным на 1932 г.) гимнастика — около 200 человек, а также водный спорт (плавание, гребля) — около 150 человек (в полицейском отчёте от апреля 1938 года указывается, что водным спортом занимается около 750 человек).

Сохранился в архиве и устав общества от 1934 года, подписанный известными вильнюсскими общественными деятелями: Э. Глобусом, Г. Коварским, Л. Вайманом, А. Роммом, С. Леванде, А. Либо, Ц. Шабадом.

Вильнюсское общество "Маккаби" было ликвидировано по чисто формальным причинам весной 1940 г. Вскоре, осенью того же года было ликвидировано возникшее на базе "Маккаби" общество физического воспитания им. Э. Глобуса. Возобновило свою деятельность "Маккаби" только в 1989 году.

После переезда "Маккаби" в 1932 году на ул. Св. Никодема в здании "Филармонии" расположился "Ундзер театр" ("Наш театр"). Этот театр не имел постоянной труппы и в основном занимался организацией гастролей приезжих артистов. Удалось найти только отдельные документы этого театра. В плане постановок на 1936 — первую половину 1937 годов упоминаются театральные труппы "Майдим", И. Туркова (дважды); длительные, более двух месяцев, гастроли театра под руководством выдающейся актрисы Иды Каминской и другие постановки.

В конце 1930 годов в здании на Новогрудской был создан кинотеатр "Муза", переименованный после войны в "Пионерюс". Сейчас здание ремонтируется. После окончания ремонта в нём должен расположиться Государственный еврейский музей Литвы.

Глава 13. Три дома на Погулянке

В районе улицы Басанавичяус евреи начали селиться во второй половине девятнадцатого столетия. В конце девятнадцатого — начале двадцатого столетий эта улица переживала "строительный бум" — на пустырях и вместо находившихся здесь небольших домиков строились многоэтажные, внешне эффектные здания. Жили здесь люди богатого и среднего достатка, в том числе и многие представители быстро растущей в тот период еврейской интеллигенции. В списках жителей этого района мы находим имена духовного лидера вильнюсских евреев Х.-О. Гродзенского, известных деятелей еврейской культуры С. Дубнова, М. Вайнрайха, Ц. Шабада, З. Рейзена и его брата А. Рейзена. Здесь в различные годы находились еврейский Пен-клуб, возглавлявшийся до 1928 года М. Кульбаком, ОЗЕ (Общество здравоохранения евреев), ЦБК (Центральный комитет просвещения), ИЕАС (Общество помощи эмигрантам), ЕКОПО (Еврейский комитет помощи) и другие еврейские организации.

Там, где улица Басанавичяус круто поднимается вверх, на небольшом отрезке между перекрестками с улицами Миндауго и Альгирдо, стоят четыре дома, построенных на рубеже XIX — XX столетий. До Второй Мировой войны, когда улица называлась Большой Погулянкой (или просто Погулянкой), это были три дома под номерами 14, 16 и 18 (теперь это дома под номерами соответственно 16, 18 и 20 — 22). Каждый из них достоин войти в историю "Литовского Иерусалима".

Из этих трех домов внешне выделяется своим псевдоготическим видом дом под номером 16. Известно, что свой современный облик он приобрел в 1898 — 1901 годах, когда был перестроен его владельцем Моисеем Яновым ] . Через несколько лет дом приобрели богатые вильнюсские горожане — братья Аристарх и Арсений Пимоновы. Семья Пимоновых владела этим домом и в последующие десятилетия. Среди жильцов этого дома было множество евреев и среди них — известный еврейский ученый Макс Вайнрайх (1894 — 1969). По-видимому, он поселился в этом доме в 1923 — 1924 годах (в домовой книге 1922 года М. Вайнрайх не числится, но зафиксирован в книге 1925 года как переехавший сюда из противоположного дома № 9 (теперь № 15) по той же улице Погулянке. Известно, что на его квартире в конце марта — начале апреля 1925 года проходили совещания инициативной группы (М. Вайнрайх, З. Рейзен, И. Чернихов, С. Гуревич и др.) по созданию в Вильнюсе еврейской научной организации и было принято решение о ее названии — Еврейский научный институт (ИВО). В этой же квартире, которая тогда имела № 26, произошло еще одно важное для семьи Вайнрайхов событие: у Макса и Регины, дочери Цемаха Шабада, известного врача и одного из лидеров вильнюсской еврейской Общины, 23 мая 1926 года родился сын Уриэль (1926 — 1967), в будущем выдающийся филолог, основатель ряда популярных лингвистических изданий.

И еще одну известную в Вильнюсе фамилию мы находим в домовой книге за 1925 — 1927 годы. Здесь в этот период проживала семья видного еврейского общественного деятеля, председателя Союза еврейских домовладельцев Эфраима Пружана. Судьба этой семьи — это небольшой эпизод страшной трагедии, пережитой еврейским народом.

. . . Когда летом 1941 года начались массовые аресты и депортация в Сибирь, главе семьи и его сыну Самуилу удалось спрятаться. Но в Сибирь были отправлены жена Эфраима — Злата и их дочь Татьяна. Им удалось выжить. Спасшихся от сибирской ссылки отца и сына Пружанов в 1941 году расстреляли фашисты. Эту печальную историю рассказал автору сын Татьяны Пружан Лев Шогам, родившийся и живущий в сибирском городе Ангарске.

Дом № 16 имеет общий двор с соседним домом № 18. Но не только общий двор соединяет эти дома, но и еврейская история в лице ее крупнейшего летописца и одного из основателей ИВО Шимона (Семена) Дубнова (1860 — 1941).

Уточнить вильнюсский адрес Дубнова позволили документы о слежке за лицами, состоявшими под полицейским надзором. Среди этих лиц в 1905 году числилась и Дубнова Ольга Семеновна, дочь историка, проживавшая с семьей по адресу "Вильна, дом № 16, квартира 12 на Большой Погулянке". Известно, что Дубнов прожил в этом доме три года, с 1903 по 1906 гг. В своих мемуарах он писал: " . . . Наконец мы нашли квартиру в верхней части города, на Большой Погулянке, недалеко от крутого спуска этой улицы по направлению к центральным улицам, Завальной и Трокской. В одном из домов, построенном по правилам новой архитектуры, мы наняли в верхнем этаже квартиру из пяти комнат с большим кабинетом, с балкона которого открывался вид на нижний старый город . . .". В то время этот дом принадлежал М. Шапиро и был трехэтажным. Приобретший его в 1905 году известный еврейский банкир и общественный деятель И. Бунимович вскоре перестроил его: достроил четвертый этаж и мансарду.

Годы, прожитые Дубновым в доме на Погулянке, были годами кровавых погромов и революции. И описывая события многолетней давности ("В ту осень я писал последний отдел древней истории: главы о римском владычестве в Иудее и национальной войне . . ."), Дубнов не мог оторваться от реальной жизни: "Работа из рук валится. Хочется кричать от боли, раскрывать эту бездну зла — какая уж тут спокойная научная работа! Душа истерзана . . . В Вильне то же, что и в Одессе. Не укрыться от общего горя . . .".

В этом доме Дубнов часто встречался с вильнюсскими интеллигентами-евреями. "Моим соседом был Борис Александрович Гольдберг, живший в том же доме на Погулянке. Работая полдня в правлении торгового дома Сегаля (фирма аптекарских товаров), он все свободное время отдавал сионистской работе и порою писал по-русски или по-немецки статьи по экономическим вопросам. Сионизм не мешал ему заниматься "работою голуса" [евреи диаспоры — Г. А.]; он был непременным членом различных общественных организаций. Мягкий и незлобивый по натуре, он везде стремился к примирению партий. А вот что сообщает энциклопедия: "Гольдберг Борис (Дов; 1866, Шакляй, Сувалская губерния — 1922, Тель-Авив), один из лидеров сионистского движения в России, экономист . . . поселился в Вильне (1898), где основал фабрику . . . С возникновением сионистской организации стал одним из ее руководителей в Виленской губернии, за что несколько раз подвергался тюремному заключению . . . был в числе основателей Центрального комитета российских сионистов (1905)".

Вернемся к мемуарам С. Дубнова: "Противоположностью спокойному и уравновешенному Гольдбергу был другой мой сосед по Погулянке, бурный и говорливый Шмарья Левин". Снова справка из энциклопедии: "Левин, Шмарьяху (1867, Свислочь, Минской губернии — 1935, Хайфа), сионистский деятель и еврейский писатель . . . получил звание раввина, позднее . . . звание доктора философии в Кенигсбергском Университете. Вернувшись в Россию, был казенным раввином в Гродно . . . Екатеринославе . . . проповедником в Вильно (1904 — 1906) и приобрел репутацию блестящего сионистского оратора и публициста на иврите и на идиш . . . В 1906 году был избран евреями Вильны (при поддержке литовцев) депутатом Первой государственной Думы".

Несомненно, что в этом доме неоднократно бывал друг Дубнова и руководитель вильнюсских сионистов Исаак Гольдберг (1860 — 1935; см. очерк "Дом на углу"). В этом же доме Дубнов принимал Шолом Алейхема, Ахад Хаама, Ц. Шабада, лидеров Бунда ] .

"Дом Дубнова" является одним из наиболее эффектных на улице Басанавичяус. Рядом с ним кажется совсем неприметным соседнее здание, по бывшему адресу Погулянка, 18. В левой части его, в двух — трех метрах от вышеописанного особняка, принадлежавшего Бунимовичу, — старая разбитая дверь. Когда-то эта дверь вела в Еврейский научный институт (ИВО), располагавшийся здесь в течение 7 лет.

Известно, что дом на Погулянке, 18 был построен в 1898 — 1899 годах по проекту архитектора Микульского. В августе 1907 года в этом доме после возвращения из заграничной ссылки поселился известный врач, лидер еврейских демократов и один из создателей ИВО Цемах Шабад (1864 — 1935). В полицейской анкете, в графе "место водворения" мы видим перечеркнутый его первоначальный адрес "Садовая, 4" (квартира матери) и новый адрес — “Б. Погулянка, 18". В анкете указываются и сведения о детях Ц. Шабада: Яков — 6 лет, Иосиф — 3 года, Регина — 9 лет. Пройдут годы, и Регина станет женой руководителя ИВО Макса Вайнрайха, а ее отец — членом правления ИВО.

По-видимому, ИВО не случайно расположился в доме № 18 — так же, как и дом № 14 (где жил М. Вайнрайх), он принадлежал братьям Пимоновым. Возможно, переезду ИВО в это здание способствовало то обстоятельство, что здесь в этот период уже находились ЦБК и некоторые подразделения ОЗЕ (школа сестер милосердия, детская поликлиника) — обе эти организации возглавлял Ц. Шабад. Здесь же располагался Союз еврейских художников. Скорее всего переезд в новое помещение состоялся в середине 1926 года. Из документов, сохранившихся в секторе иудаики Национальной библиотеки Литвы видно, что еще в мае 1926 года переписка ИВО шла по адресу М. Вайнрайха, а в октябре того же года — уже по новому адресу. ИВО быстро стал центром еврейской науки. Два его отделения — филологическое (руководитель — М. Вайнрайх) и психолого-педагогическое (руководитель — Г. Коварский), находились в Вильнюсе; два других — истории и экономики — соответственно в Варшаве и Нью-Йорке. Во многих странах мира были корреспондентские пункты ИВО. В состав почетного президиума института входили А. Эйнштейн, З. Фрейд, С. Дубнов, видный теоретик социал-демократического движения Э. Бернштейн, другие известные ученые. В составе непосредственного руководства ИВО в 1927 — 33 годах были Макс Вайнрайх, Залман Рейзен, Аркадий Кремер ("отец" Бунда), Цемах Шабад, Иосиф Чернихов, Гершон Прудемахер, Борис Клецкин и др. Многие известные ученые принимали участие в состоявшемся в 1929 году первом Конгрессе ИВО. В 1931 году институт посетил крупнейший в двадцатом столетии еврейский поэт Х.-Н. Бялик.

В 1933 году институт перебрался в специально построенное для него здание по улице Вивульского, 18. В 1944 году, в ходе боев за Вильнюс оно было разрушено. Частично было разрушено и здание на Погулянке, 18. После войны оно было перестроено в два отдельных дома — левая часть здания (где было ИВО) теперь числится под № 20, правая имеет № 22.

В ходе войны была уничтожена или пропала значительная часть накопленных в ИВО документов, книг, картин, плакатов, других ценностей. Еще более трагичной была судьба его руководителей. З. Рейзен и И. Чернихов были арестованы советскими властями и бесследно исчезли, З. Калманович умер в 1944 году в концлагере Клоога (Эстония), А. Прилуцкий и Г. Коварский расстреляны в Панеряй, С. Дубнов убит в Рижском гетто. Только М. Вайнрайху, оказавшемуся в начале войны за границей, удалось добраться до Америки и возглавить Нью-Йоркский филиал, который затем перенял функции головного института. Туда же, в Нью-Йоркский ИВО, попала после войны часть вывезенных фашистами коллекций Вильнюсского института.

Сейчас ничто не напоминает о славной истории трех домов по бывшей улице Погулянка. Но хочется верить, что пройдет время, и на этих зданиях появятся мемориальные доски, которые расскажут о том, что здесь было и кто здесь жил и работал.

Глава 17 Дом Бунимовича

В 1909 году банкир Израиль Бунимович перестроил свой трёхэтажный дом в начале улицы Большой Погулянки в четырёхэтажный. Этот дом стоял самым крупным и заметным в своей округе и соответствовал положению Бунимовича в обществе, как одного из самых богатых людей в Вильнюсе. Но в историю Вильнюса Бунимович вошёл не только благодаря своему богатству, но, главным образом, благодаря своей широкой благотворительной деятельности. Он был членом правления еврейского госпиталя, дома для престарелых, старостой Большой синагоги и т.д. Профессор Бен-Цион Динур писал о нём: " ... Бунимович в тринадцати летнем возрасте поступил на службу в контору и стал крупным богачом-собственником, своего рода "гением". Бунимович сделал много добра евреям: поддерживал еврейскую торговлю, жилищное строительство и приобретение земли — этим он помог некоторой части еврейского населения покинуть переулки трущоб".

По-видимому, не случайно с началом Первой Мировой войны в доме Бунимовича расположился ЕКОПО — еврейский комитет помощи жертвам войны. Об истории этой организации рассказывает Д. Швайлих, куратор ЕКОПО, назначенный на эту должность летом 1940 года советскими властями: "Общество ЕКОПО было основано в 1914 — 1915 гг. во время первой империалистической войны. Целью общества являлось, в первую очередь, придти с помощью беженцам. Центральный комитет общества находился в Петербурге. В Вильне же работал "Областной комитет помощи". Общество тогда содержало 169000 беженцев, большая часть которых находилась в Вильне . . . После занятия города Вильно поляками общество переменило своё название на "ИКОПО" (" Israelicki komitet Pomocy ") . . .

В 1920 году был разработан новый устав, подписанный Ц. Шабадом, М. Шалитом и др. В 1922 году он был утверждён польскими властями.

Как пишет далее в своём отчёте Д. Швайлих: "До 1926 — 1927 года общество проявило широкую деятельность, отстраивая целый ряд разрушенных войной еврейских хозяйств, основывая сиротские дома, продуктивизируя провинциальное еврейское население, доставляя медицинскую помощь и т.п. После основания специальных институций (ОРТ, ТОЗ, ИЕАС) эти последние перенимали от ИКОПО соответствующие им функции, ввиду чего значение ИКОПО и его поле деятельности становится всё более и более узким. В этом же 1926 году ИКОПО начинает вести совсем новую деятельность, которая до 1 сентября является важной и почти единственной работой, проводимой обществом, а именно получает право от "Джойнта" основывать, субсидировать и проводить контроль беспроцентных касс в Виленской провинции".

Обществу ЕКОПО всегда придавалось большое значение, поэтому во главе его стояли общепризнанные в еврейском мире авторитеты. В 1922 году Совет общества возглавлял Ц. Шабад, в состав его входили известный литератор М. Шалит, раввины И. Рубинштейн, Х.-О. Гродзенский, С. Фрид, а в 1942 году в состав Совета вошли известные сионистские деятели: Я. Выгодский, И. Регенсбург, Г. Гершун ] . В 1933 году общество провело субсидирование, ревизии и проверки 89 местечковых беспроцентных касс взаимопомощи. В состав общества на 1 января 1934 года входило 907 человек.

В конце 1933 года к руководству обществом пришли деятели сионистской ориентации. шабад не был избран членом Совета. Председателем Совета стал Я. Выгодский, вице-председателем и генеральным секретарём остался М. Шалит. Состав руководства почти не менялся до осени 1940 года, когда оно было ликвидировано советскими властями.

Ещё в 1921 году ЕКОПО пытался создать при комитете эмиграционный отдел. Но решить этот вопрос удалось только в 1924 году. Сохранилось письмо от 27 октября 1924 года "Центрального общества эмиграции в Польше" в адрес вильнюсского старосты с информацией о том, что в Вильнюсе создаётся филиал эмиграционного общества (ИЕАС) и что создать филиал поручается М. Шалиту, И. Рубинштейну и Эл. Рудницкому. Сохранился отчёт об организационном собрании в Вильнюсе.

В 1931 году во главе Вильнюсского ИЕАС стояли те же самые руководители, что и во главе ЕКОПО: раввины И. Рубинштейн, Х.-О. Гродзевский, С. Фрид, а также Ц. Шабад и М. Шалит. Председателем филиала был избран М. Шалит. Помещалось Эмиграционное бюро в тех же помещениях, что и ЕКОПО. В 1933 году эмигрировало 532 человека, а за полтора года с 1 апреля 1934 года до 1 октября 1935 года — 1140 человек. В конце тридцатых годов в состав правления кроме М. Шалита входили также С. Фрид, И. Валк, Эл. Рудницкий и Я. Выгодский. Филиал ИЕАС был ликвидирован советскими властями в сентябре 1940 года.

В доме Бунимовича находился и популярный у вильнюссцев еврейский музей. Он был создан ещё в 1913 году при участии А. Виршубского, Я. Выгодского, инженера Л. Френкеля и др., как одно из подразделений историко-этнографического общества любителей еврейской археологии. В годы немецкой оккупации работа общества прервалась и была возобновлена в 1919 году приехавшим в Вильнюс С. Ан-ским ] .В состав правления общества в 1925 году входили: председатель — М. Шалит, вице-председатель Я. Чернихов и архитектор Д. Розенхаус (автор проекта хоральной синагоги в Вильнюсе), казначей — Ц. Шабад, секретарь — П. Кон. В 1926 году был зарегистрирован новый устав общества — оно получило название "имени Ан-ского". В 1928 году председателем общества был по-прежнему М. Шалит, вице-председателями М. Вайнрайх, З. Рейзен, казначей — Ц. Шабад. Однако в начале 1933 года состав правления резко изменился — в него не вошли представители левых течений — Ц. Шабад, М. Вайнрайх, З. Рейзен, Я. Чернихов, но вошли Я. Выгодский и его сторонники. В полицейском доносе от 1935 года указывается, что в обществе состоит 130 человек и "что несколько лет назад общество находилось под влиянием идишистов, а теперь — сионистов". По-видимому, уже в 1933 году общество и музей переехали с Погулянки на улицу Ожешко, 7, где находилось возглавляемое Я. Выгодским правление Общины. В списке состава правления общества от 9 марта 1934 г. указан уже новый адрес. В этом же документе говорится, что в состав правления кооптирован как директор музея архитектор Розенхауз.

Все эти изменения произошли уже после смерти хозяина дома Израиля Бунимовича (1929 г.). Дом на Погулянке, 5 и банк унаследовал его сын Тобиаш (Тувье) Бунимович, продолжавший филантропическую деятельность отца. В 1940 году и банк, и дом были национализированы.

Прошло много лет, но дом № 5 является по-прежнему самым крупным и красивым в начале улицы Басанавичяус.

Глава 20 Дешёвые еврейские дома ("ХКП")

В 1881 году богатый филантроп барон Морис де Гирш основал Еврейское колонизационное общество (ЕКО). Как пишет еврейская энциклопедия, целью ЕКО, по замыслу Гриша, было основание в Аргентине "нового отечества" для евреев-эмигрантов, которых предполагалось отвлечь "от их обычного занятия — торговли, и, превратив в земледельцев, постепенно содействовать этим делу возрождения еврейского племени . . . После смерти барона Гирша (1896) характер деятельности ЕКО расширился. Собрание деятелей ЕКО в Париже (1896) приняло решение помогать, кроме Аргентины, еврейским колониям в Эрец-Исраэль, а также содействовать развитию земледелия и ремёсел среди евреев России". В 1892 году в Петербурге было открыто отделение ЕКО, во главе которого стал барон Гораций Гинцбург.

Крупнейший знаток еврейского Вильнюса Лейзер Ран приводит в своём знаменитом альбоме "Литовский Иерусалим" интересный документ — протокол заседания Комиссии по устройству "дешёвых квартир для бедных евреев" от 28 декабря 1898 года. В протоколе говорится: "петербургский представитель колонизационного еврейского общества в Париже сообщил о готовности названого Общества устроить на свои средства дома . . . для бедных евреев города Вильны . . . “. Непосредственно средства для строительства домов выделил "потомственный почётный гражданин "Ипполит Вавельберг, проживавший в Варшаве. Там же проживал и архитектор Эдуард Гольдберг, по проекту которого предполагалось построить вначале три, а после корректировки проекта, два пятиэтажных дома. В Вильнюсе строительством руководили, сначала, банкир Израиль Бунимович , а затем другой член Комитета "Общества дешёвых гигиенических квартир" "потомственный почётный гражданин" Меер Юделевич Гордон. В комитет также вошли известные деятели еврейской общины А. М. Гордон, С. М. Сольц, И. А. Гольдберг (лидер виленских сионистов того времени) и др. Строительство шло быстро и уже в 1902 году оба дома были построены. Когда в 1901 году был построен первый дом, в котором было около 70 квартир и проживали "еврейские семейства в числе до 350 душ обоего пола", власти разрешили открыть в нём молитвенный дом. Всего в обоих домах было около 150 небольших квартир.

В 1903 году, после смерти Вавельберга, дома были проданы его наследниками "Обществу дешёвых гигиенических квартир", которое в 1931 году передало их ОРТу ("Обществу распространения земледельческого и ремесленного труда"). В свою очередь, ОРТ в 1933 году передал дома Вильнюсской еврейской общине. Здесь жили небогатые евреи, студенты, молодёжь, собиравшаяся осваивать землю в Палестине (халуцим) и др.

Осенью 1940 года дома, вместе с участком земли, на котором они находились (площадью 2 га — 4762 м 2 ) были национализированы. В первые месяцы фашистской оккупации часть жителей домов были расстреляны, часть переселена в гетто, а в домах по улице Субочяус было создано "русское гетто". Здесь поселили семьи советских офицеров, не успевшие эвакуироваться в начале войны. Их тоже ждала трагическая судьба — большинство было затем направлено в концлагеря, некоторых женщин расстреляли в Панеряй. И снова в дома поселили евреев, рабочих авторемонтных мастерских и их семьи. Так возник еврейский рабочий лагерь ХКП ("Хеерескрафтфайрпарк"). О его трагедии рассказывает в газете "Литовский Иерусалим" бывший узник лагеря, один из немногих оставшихся в живых, раввин Калман Фербер: "В понедельник, 3 июля [1944 года — Г. А.], днём еврейский комендант ХКП дрожащим голосом объявляет, что все рабочие вместе с семьями должны спуститься во двор для посадки в автобусы. Часть узников выполнила приказание. Тогда эсэсовцы и полицейские обошли все комнаты и согнали всех во двор. Тех, кто пытался уклониться, расстреляли на месте. Каждые 20 минут машина увозила очередную группу.

Считают, что во время этой акции в Панеряй увезли 800 человек.

Вторник, 4 июля, 6 часов 45 минут. Прибыли эсэсовцы и литовская полиция. Они врывались в комнаты, ломали стены, заглядывали в шкафы, искали "малины", обнаружили многих прятавшихся. Всех их заставили бежать к ямам и там расстреляли. Весь двор был усеян трупами.

Соседи-христиане, позже рассказывали нам, что после того, как ямы были засыпаны, из-под земли проступали пятна крови; их засыпали в одном месте, а они проступали на поверхности в другом. Значит, там под землёй, были ещё живые люди . . .

Из 1500 узников ХКП около 800 уничтожены в Панеряй; свыше 400 человек убито во дворе лагеря; сорока пяти удалось вырваться, но они были уничтожены не без помощи местного населения. И всё же около 180 человек спаслись и остались в живых.".

Долгие годы о происшедшей здесь трагедии в Вильнюсе почти никто не знал. И только в начале 1990-х годов, с оживлением еврейской общественной жизни, перед городскими властями был поднят вопрос об увековечении памяти погибших. Средства на сооружение мемориала собрал бывший вильнюсец, житель Израиля Шая Эпштейн. В июле 1993 года по проекту вильнюсского архитектора Льва Каплана на бывшем дворе еврейского рабочего лагеря установлен памятник погибшим.

 

  Семейные документы