Мемуары И. В. Корзун. Часть IV - После альпинизма. Глава 3. Туризм без Имы, 1974 - 1989.
Часть четвертая
Глава 3-13

Лето 1985 года 5/VIII-28/VIII Сванетия.

ст. Ингури – Зугдиди - Местия (1 день); Местия (5 дней); Ушкули (3 дня);
Ушкули - Каль (1 день); Каль (2 дня); Местия (3 дня);
Мазери - Гуль и лагерь под Ушбой (3 дня); Гуль - Местия (1 день);
Местия (2 дня); Местия - Сухуми (1 день);
Сухуми на турбазе в Синопе (2 дня).

Участники
•  Кизель В.А.
•  Ведеников Г.С.
•  Полякова В.А.
•  Хргиан А.Х.
•  Соляева Е.Л.
•  Корзун И.В.

5-го августа со станции Ингури мы быстро добрались до Зугдиди и сразу столкнулись с печальным фактом: рейсовые автобусы рюкзаки не перевозят. Вере удалось уговорить шофера микроавтобуса отвезти нас за 50 р. в Местию и он домчал нас до Местии почти без остановок за 4 часа, хотя строящийся на р. Ингури каскад ГЭС и мощные ЛЭП, нависающие над водохранилищем, произвели большое впечатление. Итак мы прибыли в Местию около 17-ти часов. Все нынешнее лето было спланировано Володей и предполагалось, что сразу по приезде мы отправимся к его знакомому альпинисту свану Джумберу Кахиани, а потом уже будем устраиваться на постоянное место жительства. Однако судьба распорядилась иначе. Джумбер оказался на сенокосе, и оставив на главной площади Местии на жаре всю группу с вещами, мы с Володей пошли на местную турбазу. Володя пользуется в Сванетии не только известностью, но и большим уважением. Его знакомый Бурлаков, заведующий музеем имени всемирно знаменитого сванского скалолаза и альпиниста Миши Хергиани (увы, погибшего в 1979 году), моментально связался с начальством местной турбазы и нам для проживания был выделен двухкомнатный домик КСП с шестью кроватями в нем. О лучшем нельзя было и мечтать и на мой взгляд даже хорошо, что мы не застали дома Джумбера и не ввалились в его дом, нарушив привычный уклад жизни. Мы прекрасно разместились в нашем временном доме, причем женщинам было благородно предоставлена задняя комната, а мужчины расположились в проходной, зато шикарно обставленной: кроме трех кроватей в нем находился добротный стол. Разместившись и умывшись отправились пить нарзан к источнику, находящемуся недалеко от турбазы за рекой Мульхрой. За попыткой сфотографировать Тетнульд нас поймало начальство турбазы и мы были приглашены в столовую для знакомства с руководством турбазы. В результате свой приезд в Сванетию мы отметили аракой и мясом тура. В Местии прожили почти полных 5 дней. Ходили с Бурлаковым в музей Миши Хергиани, осмотрели старинный сванский дом, в котором он родился, хорошо познакомились с городом и его окрестностями. Местия по сванским меркам большой красивый город, расположенный частично в долине, частично на пологих предгорьях. В нем самые различные по архитектуре дома: новые большие дома, но как правило не выше двух этажей, старые сванские дома и много старинных сванских башен. Улицы, как правило, кривые, узкие и довольно грязные, на них всегда полно поросят, но не розовых, а пятнистых черно-белых, которых хочется назвать кабанятами. Но в общем Местия очень живописный город благодаря окружающим его красивым горным пейзажам, двум бурным рекам (Местия Чала и Мульхра) и снежным вершинам, обступающим его со всех сторон. Поражало то, что несмотря на жару, большинство женщин Местии ходило в черных одеждах: оказывается в Сванетии траур по умершим носят только женщины и сроки ношения траура очень продолжительны (может быть они компенсируют неучастие мужчин?). Недалеко от турбазы в ущелье был источник нарзана и мы часто ходили в это уютное местечко перед сном. 10-го августа мы уехали на автобусе в селение Ушкули, расположенное недалеко от Безингийской стены. По дороге около села Каля встретили Е. Гипенрейтера с семьей. Они сказали, что около Каля много интересного и посоветовали остановиться в нем на пару дней. В Ушкули мы приехали около 17-ти часов и долго искали себе пристанище. Не без труда в маленьком местечке, непосредственно прилегающем к Ушкули нашли возможность остановиться на ночь в доме, в котором жили архитекторы. Женщины спали в комнате, а мужчины ночевали на открытой террасе с крышей. С живущими в доме архитекторами (мальчик и две девушки) мы быстро нашли общий язык, а впоследствии подружились и даже вели общее хозяйство. В конце селения Ушкули на небольшой скале расположен монастырь "Ла Мария". Около этого монастыря, который в древние времена отстоял независимость Верхней Сванетии, уже на обратном пути мы встретили сванского художника Нижерадзе, который провел нас в церковь монастыря, где он рисовал свои весьма своеобразные картины (Нефертити и другие). А напротив дома архитекторов на возвышении на небольшой площадке перед Сванской башней, собирались молодые сваны и целыми днями развлекались: пели песни, болтали, наблюдали за нашей жизнью. Под вечер мы пошли разведывать путь к крепости царицы Тамары, вернее к ее развалинам, расположенным на высоком холме над Ушкули. На следующий день мы туда поднялись, но сохранились там только остатки красивой кирпичной изгороди, а от самого замка куча кирпичей. Вид оттуда великолепный: прекрасно видна Безингийская стена и очень эффектно выглядит селение, в котором мы живем с его старинными домами и башнями. 13/ VIII мы решили уехать турбазовской машиной в селение Каль, но с утра отправились в ущелье р. Ингури и прошли далеко, подойдя совсем близко к Южной стороне Безингийской стены, но ничего нового не увидели, кроме вершины Черная Незнакомка и лагеря чехов. По возвращению в наш "дом архитекторов" почти до 15-ти часов ждали автобуса, то так и не дождались. В 18 ч. сели в дорожный самосвал и поехали, но увы, совсем не далеко. Шофер высадил нас прямо на дороге в пыли, рядом с работающим бульдозером и экскаватором. Наконец снова тронулись и снова ненадолго, так как уперлись во взрывные работы. В конце концов в 21.30 мы прибыли в Каль, где нас очень недружелюбно встретил в дымину пьяный милиционер. Однако мир не без добрых людей и нас принял здешний учитель и дал поужинать в своей старой кухне, так как стоящий рядом большой двухэтажный современный дом, который он строил, был доведен до степени готовности, позволяющей жить только на первом этаже, где и ютилась вся семья. Спать нас уложил на втором, еще не отделанном этаже, на который приходилось на карачках подниматься по крутой шатающейся доске. Мы устроились в спальных мешках на полу среди стоящей там в полном беспорядке современной полированной мебели. Ночью и утром шел дождь, и под его убаюкивающий шум мы отлично выспались. Утром полюбовались на соседское семейство, уезжавшее из Каля на сенокос. Наверх они ехали на телеге, таща с собой детишек, собак и изрядное количество домашнего скарба. Через несколько дней они вернутся на той же телеге, но уже переоборудованной в сани, которые на спуске гораздо удобнее колесной телеги, и будут спускаться прямо по траве пологих холмов. За это время успели позавтракать, а дождь прекратиться и мы отправились к единственной нашей цели в Кале - монастырю Калика и Улиты. Монастырь выстроен над Калем на высокой скале и является весьма почитаемой в Сванетии святыней. Раз в году в нем устраивается большое религиозное празднество. Подъем к монастырю длинный и тяжелый, и мы добираясь туда изрядно "попыхтели". Каково же было наше "удовольствие", когда наверху нас встретил вчерашний враждебный милиционер, на сей раз абсолютно трезвый, но не менее воинственный, чем вчера. Он не сводил с нас глаз, следовал за нами по пятам и очень мешал при осмотре монастыря. Тем не менее, мы осмотрели в монастыре все, что удалось посмотреть с помощью хранителя музея, который немного проводил нас, но в церковь не пошел. Проникнуть в церковь нам так и не удалось, так как без "хранителя" милиционер нас туда не впустил, под тем предлогом, что на Пасху из церкви украли крест и следствие по делу до сих пор не закончено. Спускались сравнительно легко, так как нам показали настоящую тропу, а утром мы поднимались по неправильной. Завтра 15/ VIII собираемся возвращаться в Местию. Половину ночи боролись с кошкой, которая непременно хотела родить своих котят на наших спальных мешках и мы с трудом убедили ее перенести роды в соседнюю комнату. Утром я уговорила Володю и Лену сходить еще на Латпар. Нам назначили контрольный срок возвращения 15 часов, но так не хотелось поворачивать назад, что мы вернулись совершенно "запаренные" с опозданием на 30 минут. Наши хозяева сегодня уходят на сенокос на несколько дней; расстались с ними вполне довольные друг другом. Перед их уходом наш хозяин-учитель рассказывал, что бедным сванским ребятишкам приходится учить три языка. С рождения и до школы они в семье говорят на сванском; с началом школы они учат грузинский, на котором идет обучение во всех грузинских школах, а с 3-го или 4-го класса вводится еще и обязательный русский язык. Юра с Хргианом вышли на дорогу ловить машину на Местию и торчали там (частично под дождем) аж до 21 часа. Наконец подошла специальная закрытая машина с геологами: выгрузили геологов, посадили нас и вот уже мы несемся в Местию, куда благополучно прибыли в 23 часа. Ввалились на родную турбазу и блаженно улеглись спать на собственных кроватях в "собственном" домике КСП. На следующий день после мытья женщины занялись стиркой, а мужчины сходили на рынок за овощами из Зугдиди. В 13 часов отправились в музей к Нажаридзе, где он вместе с экскурсоводом показали нам старинные иконы, чеканные и рисованные, и рассказали, что сейчас действующих церквей в Сванетии нет и религия своеобразно трансформировалась в народные праздники с большими выпивками и гуляниями. Пообедали в ресторане и сходили за нарзаном к ужину, так как в Местии не было электричества и рассчитывать на чай не было надежды. Ночью была сильная гроза, а утро солнечное, но прохладное. После завтрака пошли к озеру и провели на нем весь день, варили обед на костре и просто отдыхали. Вечер провели дома, так как у Шуры поднялась температура (38,5). 18/ VIII великолепная погода. После завтрака пошли к Максиму, где встретили семейство Гипенгрейтера. Вместе ходили в храм Тарингзем, и вернулись к Максиму, где застолье продолжалось до 15-ти часов. Дома Хргиан сказал, что приходил Бурлаков, которому удалось достать для нас палатку. Теперь перед отъездом мы можем еще успеть съездить в Гуль и пожить под Ушбой, но для этого завтра мы должны с утра выехать в Бечо. Утром 19/ VIII отправились в последнее наше путешествие в Сванетии. Шура все еще чувствует себя неважно, да и в здоровом состоянии такое путешествие ему не под силу. Оставив Александра Христофоровича в Местии выздоравливать впятером доехали на автобусе до селения Бечо, от которого начинается ущелье Бечо, в котором находится селение Мазери и Гуль. Выгрузились и пешком по жаре, обливаясь потом под рюкзаками, стали подниматься в селение Гуль. Километра через три нас подвез до Мазери самосвал, но дальше опять пешком и, конечно, опять вверх. Селение Гуль заброшено и почти необитаемо. Свой лагерь мы разбили в лесу на склоне под скалой непосредственно против Ушбы. Вид на нее с юга очень эффектен: северная вершина чуть-чуть высовывается из-за южной, а южная круто обрывается к селению Гуль. Из-за этой крутизны снег удерживается только у самой вершины и в глубоких кулуарах. Мы с Володей поднимались выше, но оттуда нового ничего не увидели и лучшего места для лагеря не нашли. Женщины обосновались в палатке, а Володя с Юрой улеглись на земле на палатке Здарского. Начавшийся ночью дождь вынудил их залезть в Здарского, но они успели немного промокнуть. Утром с трудом развели костер и с трудом же доварили рисовую кашу до состояния, условно годного для употребления. Перед обедом разразилась гроза с дождем. После окончания дождя мы с Верой решились сходить на противоположный склон, но Ушба нам так и не показалась, весь день пряталась в облаках. И только уже перед заходом солнца "она" явилась нам во всей красе, сказочно освещенная последними лучами солнца. Мужчины соорудили себе основательный навес, но дождя ночью не было и утро выдалось хорошее. Вышли под Ушбу. Прошли запертую часовню с 3-х сторон обложенную камнями. Долго бродили в лесу вверх и вниз по коровьим тропам, поднялись на бугор выше леса, но к этому времени Ушба снова закуталась в облака, идти дальше не имело смысла и мы пошли вниз в лагерь. Ночью начался дождь и продолжал идти утром, а потом и днем. Так мы и спускались под непрерывным дождем, ждали в селении Бечо целый час автобуса из Зугдиди, и только когда в 17 часов добрались до Местии, дождь прекратился. Весь следующий день провели в Местии, готовясь к отъезду, однако успели сходить на званный обед к Джумберу Кахиани. Это был настоящий сванский прием. За столом, кроме нашей команды, сидели только мужчины, а женщины прислуживали и подавали кушанья. У Джумбера хозяйство крепкое: много ткацких станков, трактор, в доме водопровод. Присутствовал за столом и брат Джумбера, летчик из Тбилиси. Вечером Володя прочел в туркомитете лекцию о восхождении команды Виталия Абалакова на пик Победы, а совсем поздно вечером мы еще принимали у себя в КСП гостей: руководство турбазы и наших друзей, которых мы успели приобрести в Местии. Мы славно усидели за дружеской беседой 3 бутылки Гелати. Был и неприятный эпизод: оказывается на следующий вечер мы были торжественно приглашены в семью Мананы (архитектора из Ушкули). Нам пришлось от этого приглашения отказаться, так как пора было уже спешить в Сухуми к поезду. По-видимому они сильно на нас обиделись, так как на посланные уже из Москвы подарки и фотографии, ответа мы не получили. 24-го августа погожим, но прохладным днем в 13 часов мы покинули гостеприимную Местию и уже около 19.30 были в Синопе у ворот турбазы имени 15-го съезда ВЛКСМ. Благодаря записке из Местии нас приняли, поселили в палатках, установленных на территории базы, и выдали пропуска, по которым пускают на собственный пляж и на которых основана вся жизнь и распорядок дня турбазы. Следующий день мы с наслаждением купались, а после обеда гуляли в ботаническом саду. Обратные билеты у нас были и мы беспрепятственно сели в поезд, но наше возвращение в Москву было омрачено болезнью Юры, который в Сухуми серьезно отравился.

Остается сообщить, что это лето 1985 года мне удалось описать только благодаря дневнику Юры Веденикова и запискам его жены Веры Поляковой, так как мой собственный дневник куда-то загадочно исчез.

Мемуары И. В. Корзун