Мемуары И. В. Корзун. Часть IV - После альпинизма. Глава 3. Туризм без Имы, 1974 - 1989.
Часть четвертая
Глава 3-14

Лето 1986 г. 24/ VII -20/ VIII Плавание по р. Мане и озеро Байкал

Красноярск (2 дня); Красноярск - река Мана (1 день),плавание по Мане (7 дней); Дивногорск - Красноярская ГЭС - Красноярск (1 день);
Красноярск - Улан Удэ (1,5 дня); Улан Удэ (1 день);
Улан Удэ - Байкал (Максимиха) 0,5 дня; Максимиха (2,5 дня);
Максимиха - Усть-Баргузин - Чивыркуйский залив (1 день);
Чивыркуйский залив, Святой Нос, Карбулик (3 дня); Максимиха (1 день);
Улан Удэ с поездкой в Новоселенгинск (3 дня).

Участники
•  Любимов А.Л.
•  Солодовник Р.М.
•  Кизель В.А.
•  Чередова В.П.
•  Шер В.В.
•  Ведеников Г.С.
•  Полякова В.А.
•  Хелковская - Сергеева Катя
•  Корзун И.В.
•  Петровская И.Н.
•  Замолодчикова А.В.

Зимой 1986 года ушел из жизни наш славный командор Виталий Михайлович Абалаков. Как написал в своей книге, посвященной Виталию и его команде ("Победивший судьбу" 2002 г.) Володя Кизель: "впервые ушел без страховки на ту тропу, где все следы уходят только в одну сторону".

Мы уговорили Валю, измученную болезнью и смертью мужа, поехать вместе с нами, впервые по путевке, в близкие для нее места. Мы все считали, что лучшим лекарем для всех нас является теперь поездка в нашей компании куда-нибудь в любимые места. Идея отправиться по туристической путевке в плавание по притоку Енисея реке Мане, а потом еще и побывать на Байкале, была подброшена нам Женей Семагиной. Была в далекие тридцатые годы известная тройка альпинистов: Б. Семагин, Таврик Рождественский и Лида Литвинова. Наша тогдашняя тройка, Прокудаев, Науменко и Корзун, часто встречалась на альпинистских тропах с тройкой Семагина. Мы симпатизировали друг другу, составом своим были похожи, и при встречах обязательно останавливались, устраивали совместный привал и делились друг с другом своими планами и "свершениями". Впоследствии дочка Лиды Женя Семагина оказалась большим другом, а впоследствии и женой Бориса Андреевича Трубникова, бывшего альпиниста и, в свою очередь, друга моего старшего сына Володи. Так вот Женя Семагина за несколько лет до нас прошла вместе со своей матерью Лидией Литвиновой этот туристский маршрут и очень его хвалила. Так мы оказались туристами маршрута № 423 по реке Мане и Байкалу. Группа у нас оказалась очень большой и впервые в ней присутствовали двое новых для всех нас: друзья Алика Любимова и Рузи из Дубны Ирина Николаевна Петровская и Алла Васильевна Замолодчикова. Маршрут был комплексный: первая его часть была организована Красноярским туристическим бюро, а вторая по Байкалу Бурятским турбюро с центром в городе Улан-Удэ, и по организации отличались эти части друг от друга, как "небо и земля". Добирались до Красноярска члены группы по разному: большинство ехали поездом, но некоторые летели самолетом.

Так или иначе в гостинице "Турист", в которой разместились все 75 участников маршрута, в 14 часов на организационном собрании наша команда была в сборе. Катюшу, внучку Ведениковых, быстренько утащили от нас молодые люди из другой группы. Стоило посмотреть на то, как шарахались все инструктора от нашей стариковской команды. Нас никто не хотел брать. На наше счастье одна из инструкторов не сумела пристроить на время плавания по Мане (8 дней) своего двух с половиной летнего сынишку Сашу. На помощь ей пришла ее приятельница, высококлассный водник Нина. Вместе они разработали великолепный план, в котором участие стариковской команды всех устраивало. Река Мана относится ко 2-ой категории трудности, сплав участников осуществляется на плотах и инструктора мотивировали свой отказ от нашей группы тем, что управляться с тяжелым неповоротливым плотом нам будет просто не по силам. По Нининому плану наша группа пойдет на двух понтонах ("калошах"), по пять человек на каждом. Инструктор Наташа Теплякова с сынишкой, Нининой сестрой Надей и ее 14-ти летним сыном Сережей поплывут на надувном плотике с шатром, а Нина на собственной байдарке будет наблюдать и руководить плаванием "калош". Впрочем опасения относительно беспомощной стариковской команды были развеяны уже на второй день пребывания в Красноярске во время похода на знаменитые "Красноярские Столбы". Столбы всем понравились. На разных расстояниях друг от друга, расположены огромные каменные нагромождения, высовывающиеся из густого мохнатого леса. Встречаются и маленькие столбики", так называемые "видовки", на которые мы взбирались для осмотра настоящих ближних и дальних столбов, имеющих каждый свое имя. Во время подъемов на "видовки" выяснилось, что старики лазают не хуже, а скорее лучше большинства участников маршрута. Перед днем отплытия собрались вечером в номере Аликов попить чая. Зашедший туда инструктор Женя, возглавлявший поход участников маршрута на "столбы" объявил, что наша команда "старперов" может дать молодым много очков вперед. Поход по Мане понравился всем и организация его была хорошо продумана и обеспечена. Добротные надувные матрацы, розданные всем участникам маршрута, да и все остальное: как плавсредства, так и палатки, и кухонное оборудование - все было чистое и в хорошем состоянии. Разбились по понтонам так: Кизель, Алики, Вера Шер и Валя в одной "калоше", а Ведениковы, дубнинцы и я в другой. На каждой "калоше" три гребца - два впереди и один сзади на корме, он же рулевой. Мне очень понравилось сидеть на корме и я всегда старалась занять это место. Течение на Мане 6,5 км/час, даже не гребя можно пройти за 7 часов не меньше 45-ти км., что и делают плотовщики, которых мы, не ленясь грести, без труда обходили. В первый же день, когда на огромную поляну автобусы привезли всех участников маршрута, выяснилось, что "старичье" раньше всех установило палатки и приготовило себе ужин. Несмотря на почти бессонную ночь, в которую невозможно было заснуть из-за колобродивших всю ночь "плотовщиков" (знакомство, песни, танцы), наша стариковская команда первая сняла свой лагерь, надула "калоши" и отплыла. Берега Маны красивые. Попадаются большие поляны со стогами сена, эффектные выходы скал, иногда подступающие к самой воде, а иногда уходящие куда-то вверх к вершинам сопок. На жаре все время сидеть на бортах понтонов утомительно. Мы уложили на дно каждого понтона по два матраца, на которых могли отдыхать уставшие от гребли, а иногда даже "сосредотачиваться". Останавливались на перекусон и на ночлег где захочется. Самым медленным в нашей группе оказался рыжий плотик с инструкторшей Наташей, а самой быстроходной Нинина байдарка. За первый день мы прошли 60 км. На второй день утром была сильнейшая гроза, но к счастью мы еще не успели окончательно снять лагерь и переждали ее спрятавшись в палатках. Гроза-то кончилась, но дождь продолжался, однако Нина не разрешила нам дожидаться его окончания, и погрузку на понтоны мы проводили под дождем. Мокрую набухшую нашу палатку мы с большим трудом загнали в чехол. Тронулись с места ночлега около 10-ти часов. Мы ночевали на огромной поляне в полном одиночестве, по-видимому опередив всех остальных, но перед самым отплытием мимо нас величаво проплыли несколько плотов нашего маршрута. Неужели гроза застала бедняг на плотах? День пасмурный, туманный. Чтобы успеть проплыть заданные 60 км., решили обедать, не сходя с понтонов. На следующий день назначена дневка, но ее еще нужно заработать. Дневка будет немного ниже знаменитой Урманской скалы. Нам повезло. Когда мы подплывали к скале неожиданно выглянуло солнце, так что мы могли любоваться Урманской красавицей во всем ее великолепии, а не ухватывать кусок скалы, теряющийся вверху в тумане, как это было со всеми ранее пройденными скалами. По дороге мы обогнали все плоты, проплывшие утром мимо нас. Все-таки наши понтоны значительно быстроходнее плотов, если, конечно, грести. Урманская скала тянется почти на километр и с воды немного напоминает Ленские столбы, только в воду не обрывается и от реки ее отделяют или зеленые полянки или полоски галечного берега. К 17-ти часам мы подплыли к большой поляне, на которой уже расположилась небольшая группа другого маршрута. Из участников нашего маршрута №423, мы приплыли к ночлегу первыми. К тому времени, когда начали подплывать плоты, у нас уже были установлены палатки и почти готов ужин.

На поляне есть несколько стационарных мест для костров с перекладинами и крюками для подвески котлов и ведер. Каждое такое кострище рассчитано на 6 ведер и готовят на нем одновременно три группы - весьма сомнительное удовольствие! Скоро вся поляна покрылась разноцветными палатками и расцвела, как букет цветов. На противоположном берегу большая скала, хоть и не такая грандиозная как Урманская, но тоже вполне внушительная. Следующий день (1 июля) дневка и всю ночь горели костры, пелись песни, а в некоторых группах даже танцевали. Все это делалось достаточно тихо и при желании можно было даже спать, а может быть мы просто привыкли. С утра накрапывал дождик, пасмурно, но тепло. У нас с утра медицинские мероприятия - мажем Сашеньку зеленкой, его так накусали комары, что на мордочке нет живого места. После обильного завтрака, сервированного Верой и Юрой на клеенке на мокрой траве, предполагаем сходить в деревню Урман, расположенную вверх по реке.

Во время завтрака с завистью посматриваем на группы плотовщиков, сколотивших себе шикарные столы из плотовых настилов и сидящих за ними, как в ресторане. В деревню пошли все, кроме Вали и дежурной Веры П. Идем по грязной скользкой тропе, еле видной среди цветов и трав, достигающих по высоте человеческого роста. На воздухе жарко, вот уже третий день дневная температура около 26 0 С, а температура воды в Мане + 17 0 С. Деревня широко раскинулась на пологих холмах правого берега. Живут в деревне лесосплавом и живут хорошо. Около домов садики, огороды, во многих домах держат коров. В одном из домов мы напились молока и поговорили с хозяйкой. Она из Тернополя (Украина), живет здесь больше 20-ти лет. Муж работает шофером, а она уборщицей в конторе. В саду цветы, клубника, ягодные кусты. Летом еще заготавливают в лесах на зиму грибы, а также малину, чернику и бруснику. В другом доме мы купили творог, но цены внушительные. Местные жители сравнительно легко добираются до Красноярска (2,5 часа автобусом плюс полчаса на электричке) и продают там творог. Почти все время моросил дождь и мы не снимаем плащей и ходим все в резиновых сапогах и в бахилах, чтобы не замочить брюк. Обед Вера с Юрой готовили долго и мы обедали уже около 18-ти часов - все-таки не легко готовить на 15 человек. После обеда распрощались с Ниной и она уплыла на своей байдарке. Через день кончаются ее свободные дни и она должна быть на работе. Прощаясь сказала, что она совершенно спокойна за нашу группу. Ну а мы после обеда воспользовались пустой волейбольной площадкой и начали играть в волейбол. Из нашей группы в волейбол играют Алла, Рузя, Надя с Сережей и мы с Верой Шер. Очень скоро к нам присоединились инструктора и участники других групп нашего маршрута и игра пошла уже настоящая. Сначала у меня ничего не получалось, а потом подача вдруг пошла и я уже не портила команду. Вокруг образовался кружок болельщиков, все болели за "ветеранов" и мы, подбадриваемые болельщиками, играли не плохо, так что даже в волейболе наша ветеранья команда оказалась на высоте.

Надо сказать, что дежурства наших обычных пар оказались очень трудными и, чтобы не задерживаться с утренними выходами, по утрам дежурным помогали укладываться почти все женщины нашей группы. На следующей дневке (3 июля) наша инструкторша Наташа Теплякова решила, что нам тоже нужно отдохнуть и они с Надей вызвались дежурить. Мы все, обрадовавшись неожиданной свободе, полной командой отправились по азимуту в лес. Однако лес оказался не таким хорошим, каким казался с берега, и мы предпочли выбраться на дорогу, но она привела нас к большому коровнику на берегу Маны; пришлось повернуть назад. Наташа с Надей превзошли всех предыдущих дежурных и встретили нас поистине царским обедом: салат, гороховый суп с картошкой и чай с вареньем.

Потом были соревнования всех групп: переправа через реку по веревке, вязка узлов, разжигание костра, ходьба по бревну. В этих соревнованиях от ветеранской команды принимала участие только Шерочка в качестве судьи по вязке узлов. Мы же, наевшись за обедом, ужинать не стали и долго сидели у костра, попивая чай, благо все остальные группы побежали мыться в своеобразную баню: палатку с раскаленными камнями, на которые льют воду. Получается только пар, а потому все с визгом выскакивали из нее и бросались в Ману.

На 5-ый день плавания (4-го июля) был последний большой переход. По правому берегу тянется территория заповедника "столбы" и приставать там не разрешается. Река стала гораздо шире, а берега положе. Мы почти постоянно гребем и двигаемся очень быстро, совсем не уставая. Очень удивились, когда Наташа в 18 часов сказала нам, что мы подходим к стоянке. Стоянка прекрасная: метров на 20 выше воды раскинулась огромная поляна с отдельными большущими березами и соснами, а еще выше их, как строгая надзирательница, раскинула ветви колоссальная лиственница. И на всей этой огромной территории мы фактически одни, если не считать одной плотовой группы. Все остальные не доплыли и остановились выше по течению. И наконец настал день 5-ое июля, когда нам нужно было пройти всего 20 километров. Наташа хотела выйти не позднее 8.30, но мы взбунтовались: Зачем торопиться? День чудесный, солнечный с ветерком. Поплыли совсем не гребя, сцепили вместе обе "калоши" и плыли вместе. На реке много перекатов и иногда к всеобщему удовольствию обе "калоши" прыгали на стоячей волне. Заповедник кончился, уже видна наша стоянка на правом берегу. У берега заградительные боны, через которые, чтобы подойти к берегу, пришлось перетаскивать груженые понтоны. Потом все вещи и понтоны пришлось тащить вверх на поляну, расположенную высоко над водой. Завтра к этой поляне подойдут грузовые машины и заберут наши вещи, а мы налегке пойдем пешком в Дивногорск. Бедная Ира Петровская при перетаскивании понтонов через боны упала в воду спиной и, естественно, вымокла полностью. Теперь у нее большая стирка. 6-го июля общий подъем в 7.30. День великолепный, солнечный, как вчера. Вплоть до прихода машин драили котлы и ведра. Пешком нам предстоит пройти всего 6 км: перейти через небольшой перевальчик и спуститься к большой деревне Усть-Мана. Чуть выше места впадения Маны в Енисей расположены Красноярская ГЭС и город Дивногорск. В Усть-Мане нас встретят автобусы. Наша группа освободилась первой и мы потихоньку пошли, предварительно договорившись, что Валя поедет в кабине грузовика, везущего вещи. Мы дошли до автобусов, так никем и не настигнутые, и пришлось ждать около часа пока не подтянулись остальные. А сидя на перевальчике мы разучили песенку, которую предполагаем исполнить перед гостиницей при сдаче рапортов всеми группами. Песенка прямо скажем, незамысловатая:

Трали-вали, трали-вали
Мы на Мане побывали
Ой-люли, ой-люли
Мы в походе выжили.

В Дивногорске мы были в 14 часов, там нам дали экскурсовода и мы отправились на Красноярскую ГЭС, кажется самую мощную в СССР. По просьбе Наташи вся наша группа сфотографировалась около ГЭС, а при выходе с нее все получили готовые фотографии. Красноярская ГЭС произвела большое впечатление. Высота плотины 102 метра, ширина наверху 20 метров. Мощность ГЭС 6000 МВТ. В то время это была самая мощная станция в стране, как сейчас не знаю. На ней установлено 12 гидрогенераторов, мощностью по 500 МВТ и трехобмоточные трансформаторы 10,8/220/500 KV . Полюбовались на судоподъемник, только что переданный в пользование речному флоту, но в работе мы его не видели, только корыто для судов, размером 9Х20 м. кв. После осмотра ГЭС нас повезли в Красноярск и в 16 часов мы были уже в своей гостинице. Все группы встречала и принимала от них рапорты, наша любимая Нина. Песенка наша, дружно и с подъемом исполненная, была встречена шумными аплодисментами. Вечером был сбор инструкторов в кинозале, на котором Володя показывал слайды вершин, на которых побывали бывшие красноярцы Виталий Абалаков и Валя, и рассказывал об их жизни и спортивных подвигах. А потом мы затащили Нину в номер Аликов и устроили чаепитие с конфетами и душевными разговорами. Красноярская часть маршрута была закончена, но нас еще обеспечили билетами в купированные вагоны до Улан-Удэ (на самом деле их во все проходящие поезда достать невозможно) и продуктами на два дня. Автобусами привезли на вокзал. Нас пришла провожать вся наша группа: Наташа, Нина, Надя, Сережа. Не было только Сашеньки, так как Наташе удалось спихнуть его на короткое время бабушке. Нина вручила нам грамоты и значки за поход, а кроме того они с Надей приволокли громадную авоську с плодами своего огорода: вареной картошкой, малосольными огурцами и помидорами.

8-го июля в 22ч.20 м. по местному времени мы прибыли в столицу Бурятии Улан Удэ, где нас встретила экскурсовод и доставила на автобусах во вполне приличную гостиницу "Баргузин". Дальше начинается Бурятская часть нашего маршрута, и это уже совсем другая история.

Бурятия встретила ослепительно ярким солнцем. Это было очень приятно, так как в поезде мы все время за окнами вагона ничего кроме дождя не видели, а иногда проезжали через стены дождя. В первый день все участники маршрута едут в местный этнографический музей под открытым небом, но Алик, Рузя и Володя соблазнили меня вместо этого съездить в буддийский храм Дацан, расположенный в степи в 35-ти километрах от Улан-Удэ. Поехать туда можно только на такси. Сначала переехали по мосту через реку Селенгу, которая течет из Монголии и в Улан-Удэ это уже широкая полноводная река. Потом долго ехали по пыльной дороге через голую степь. Такой я всегда представляла себе Монголию - широкие голые степи и невысокие травянистые холмы на горизонте. Здешний Дацан не только храм, но и монастырь. Он пользуется широкой известностью и сюда приезжают молельщики аж из Вьетнама. Проехав минут 40 по степи, мы издали увидели большую территорию, окруженную аккуратной изгородью. Внутри главное здание молитвенного дома, несколько белоснежных ступ для пожертвований, аллеи молитвенных барабанов, еще какие-то молитвенные помещения и обычные деревянные домики, в которых живут ламы. Молодые ламы после окончания училища в Монголии проводят в Дацане по 7 лет и уезжают, а на смену им прибывают новые. Молодые буряты иногда тоже поступают в училища лам и, говорят, живут после этого не плохо. Перед входом в молитвенный дом, по обе стороны от входа, улеглись два аляповатых тигра. Все выкрашено в яркие цвета, отделано золочеными листами. В главный молитвенный дом нас провел немолодой очкастый лама в красной куртке. Внутри он зажег какой-то благовонный порошок и предупредил, что фотографировать запрещено. Стены внутри отделаны светлыми деревянными панелями. В центре двойной ряд колонн ведет к задней стене, где установлено некое сооружение наподобие православного алтаря с горизонтальными полками. С внешней стороны каждого ряда колонн установлено по 8 столиков, перед каждым из которых лежаки, застланные мягкими покрывалами, а на полу положены ковровые дорожки. Полки "алтаря" уставлены большими и маленькими скульптурами Будды. У больших скульптур очень разные выражения лиц и все они разного возраста. За большими скульптурами теснится огромное количество маленьких золоченых Будд, вроде бы совершенно одинаковых. Все очень ярко и пестро. На стенах картины с изображениями Будд. В нарушении запрета мы все-таки старались потихоньку фотографировать и в конце концов Алик и Володя были выдворены из храма. Лама даже сообщил Володе некое ускорение легким ударом в спину. Рузя последовала за мужчинами, а я сделала вид, что меня это совершенно не касается и даже подошла к столику ламы и он отсыпал мне в бумажку немного благовонного порошка, уверяя что он очень помогает при насморке. Дацан возник совсем недавно (в 1950 году только начал строиться), но пользуется большой популярностью. Верующие каждого района Бурятии имеют там по своему домику, где могут остановиться паломники данного района. Позднее, уже на Байкале бывший руководитель туристического бюро Бурятии, отличный знаток истории Бурятии рассказывала нам, что где-то хранится 12-ти метровая статуя Будды из Гусихинского Дацана, который был закрыт, так как находился слишком далеко от дорог и слишком близко к границе. Верующие Бурятии до сих пор надеются, что будет еще построен такой Дацан, в котором ее можно будет установить, а в существующем молельном доме, будто бы, верхнее отверстие под крышей сделано в надежде на то, что статую когда-нибудь разрешат установить в нем. В 12.30 мы уже на центральной площади Улан-Удэ, а после обеда поехали в этнографический музей. Если в Дацан ехали по голой степи, то теперь нас повезли по лесистым склонам в горы. Музей расположен очень удачно: на холмах, поросших сосновым лесом, на террасах, на полянах. Сейчас его площадь составляет 20 гектаров, но скоро к нему прирежут еще 30 гектаров и тогда, кроме построек там будет еще и зверинец. В музее представлена этнография трех национальностей: эвенков, бурятов и русских староверов. Кроме того на большой поляне вскоре будет собрана также городская архитектура: из Улан Удэ (бывший Верхнеудинск) привезут старинные деревянные дома, часовенки и т.д. Русские староверы жили большими семьями и поэтому их называли "семейцами". В каждой из трех частей музея собраны характерные для этих народов дома. У "семейцев" выстроена целая небольшая улица с домами, огородами и всяческими подсобными помещениями. У эвенков стоят чумы с интерьерами и снаряжением. У бурятов установлены юрты и деревянные восьмистенные домики, напоминающие по облику юрты. Вечером все вместе мы гуляли по старой части города и ходили на место впадения реки Уды в Селенгу, а мы с Володей сходили еще и на пристань узнать расписание теплоходов на Ново-Селенгинск. Мы узнали, что с Байкала нас привезут к вечеру 17-го августа, авиабилеты в Москву у нас и еще у некоторых, только на 20-е августа, вот мы и агитируем этих некоторых съездить вверх по Селенге до Ново-Селенгинска. 10-го августа нас повезли автобусами на турбазу Максимиха на Байкале. Рюкзаки едут с нами, поэтому в автобусах довольно тесно. С нами экскурсовод, рассказывающая временами о Бурятии и о Байкале. Так и быть для тех моих читателей, которые на Байкале еще не бывали, сообщу, что длина Байкала составляет 636 км., а ширина от 20 до 60 (в среднем 40 км.), глубина в некоторых местах до 1800 м. К 1986 году численность байкальского омуля восстановлена и его разрешается ловить. Еще в Байкале много нерпы, основным кормом для которой является живородящая рыбка голомянка. Эта рыбка может жить в воде, температура которой не превышает +8 0 С, а потому днем она уходит в глубину и всплывает только когда холодно. Рыбки этой в Байкале очень много. До Максимихи от Улан-Удэ 235 км. и считается, что дорога туда очень плохая и автобусы часто выходят из строя. Нам всем приходилось ездить по дорогам гораздо хуже этой, здесь же покрытие дороги больше, чем на половине ее, асфальтовое, хотя и не очень качественное; когда же оно кончается, то дорога становится песчано-грунтовой, но твердой и плотно убитой. 70% Бурятии занимают горы и только 30% степи. Мы едем по тайге среди невысоких гор; иногда выбираемся на небольшие перевальчики; значительный перевал только один. Не доезжая 80 км до Максимихи остановились в курорте Гремячий. К этому времени автобус наш практически вышел из строя: назад он ехал очень хорошо, а вот вперед, да еще вверх у него никак не получалось. На 135-ом км. выехали к берегу Байкала и тут стало легче. К 17.30 мы все-таки доползли до Максимихи. Максимиха рассчитана на 250 человек, но она переполнена и сейчас здесь живут 500, поэтому размещение здесь - дело серьезное. Алик, не теряя времени, установил полезные деловые контакты с администрацией, в результате которых мы получили две пятиместные комнаты в двух деревянных коттеджах, каждый из которых вмещал по три таких комнаты. Вера Ш., Валя, дубнинцы и я в ближайшем к администрации, а Володя с двумя семейными парами в самом дальнем. Размещение длилось долго и, прямо скажем, не очень организованно и когда мы наконец пошли получать белье с Валей случился спазм или что-то в этом роде: она побледнела, на короткое время потеряла сознание, а потом говорила с трудом и даже как будто челюсть у нее отвалилась книзу. Мы все ужасно испугались и инструкторы на самодельных носилках отнесли ее в медпункт, где ей дали валидол и уложили на кушетку. Опасались инсульта, но врачиха успокоила нас и сказала, что давление у нее прекрасное (140/70). Через час мы за ней зашли и Валя пришла сама и легла на свою кровать.

Аликовы переговоры с администрацией привели к тому, что нам обещали поездку с рыболовами в Чивыркуйский залив и на Святой Нос на катере. Впрочем всем другим группам тоже удалось договориться с инструкторами о том, что вместо пешего похода их повезут на сейнере или на катере. До ужина мы успели выкупаться. В этом году лето здесь необычно теплое и вода в Баргузинском заливе прогревается до 18-20 0 С. Купание роскошное: песок, ровное дно, теплая вода - не хуже, чем в Сухуми. Во время вечернего собрания местные инструктора не нашли ничего лучшего как представить нас, как знаменитых ученых и альпинистов (ох, уж этот Алик!) нашему собственному маршруту, с которым мы благополучно сосуществуем уже 2 недели. Однако там же мы познакомились с Раисой Андреевной Серебряковой бывшим руководителем турбюро Бурятии (я уже писала о ней, когда речь шла о Дацане). Она подсела к нам и рассказала много интересного, в частности о происхождении местных названий. Так вот в 18 веке южнее впадения реки Селенги в Байкал находился Троицко-Селенгинский монастырь. В Баргузинском, и особенно в Чивыркуйском заливе монахи ловили рыбу. Святой нос напоминает нос осетра, поэтому “нос”, а раз название дали монахи значит “святой”. Отсюда же бухта Монахов в Чивыркуйском заливе. Ну, а покойники? Известно, что через Байкал бежали ссыльные, каторжане и просто бродяги. Голодные, они попадали на Байкал, где было чем поживиться и наесться. Говорят, что с голодухи достаточно съесть жирной налимьей ухи и запить холодной Байкальской водой, и ты уже покойник - заворот кишок. В разных заливах и на берегу Байкала находили большое количество костей - отсюда и покойницкие названия.

Слава Богу Валя вроде совсем пришла в себя. Ходила на ужин и чувствует себя вполне бодрой. На следующий день погода лучезарная. Солнце, тепло, тихо. Нам выделили инструктора Рашида, с которым нам предстоит уйти с базы на 5 дней. С одной стороны в такую погоду даже хочется побездельничать, покупаться, пожить на всем готовом, с другой стороны если удастся объехать Святой нос на катере, а потом пожить в Чивыркуйском заливе, то это будет намного интереснее; уж мне-то доподлинно известно как прекрасно в Чивыркуйском заливе еще с 1976 года. Не совсем ясно только как удастся все это выполнить, не таская тяжелых рюкзаков. До обеда мы свободны. Байкал сегодня ослепителен. Ярко синий с прозрачными набегающими на берег волнами. Сначала шли вдоль берега по дороге через лес, потом спустились к воде. Купаемся каждые полчаса, берега и дно у берега песчаные, не хочется уходить от берега и мы возвращаемся по берегу, вдоль кромки воды. После обеда получение продуктов, от которого я нахально отлыниваю, пишу дневник. Продукты получили, а вот с палатками дело дрянь. Рашиду не удалось получить палатки. Одна у него есть своя, другую драную он у кого-то выпросил, а третьей нет. Порядки здесь отнюдь не красноярские: все пьют - шоферы, инструктора, рыбаки; плата за все единственная - водка. Каждый инструктор имеет свои связи, свои знакомства и сообразно этим связям они устраивают маршруты своих групп. Одни едут вокруг Святого Носа в “Карбулик” (по эвенски Покойник), другие на уазике пробираются в Монахово (в Чивыркуйском заливе около Карбулика), а третьи топают пешком с рюкзаками, то есть проделывают тот путь, который и должны проделывать все туристы этого маршрута. База заинтересована только в том, чтобы отправить в походы побольше туристов, а куда - это никого не интересует и тут уж никакой Алик не поможет. Рашид собирается везти нас до Усть-Баргузина, оттуда идти на какое-то озеро, там ночевать, а потом ехать до Монахово. Нам Рашидов план категорически не понравился. Мужчины пошли к директору и выбили из него обещание дать нам УАЗик сразу до Монахово, но на базе УАЗика сейчас нет и все покрыто мраком неизвестности. Одновременно Вале удалось (одной) устроиться в группу к инструктору, который везет женщин и детей аж до Змеевой бухты и Горячего источника с гарантированными теплыми ночевками. Как он их повезет никому не известно, в том числе и директору, но мы счастливы, что Валя устроилась так благополучно. После ужина мужчины отправились в очередной рейс к директору, а остальные пошли на берег любоваться закатом, который был потрясающе красивым. Невозможно было оторвать глаза от прозрачных, горящих пламенем облаков, которые постепенно тускнели, угасали и превращались в самые обычные. Волны катились на берег насквозь просвеченные солнцем и было нам так хорошо, что забыли о своих мужчинах, настроенных совсем не восторженно. Судьба наша по-прежнему не известна. Чья возьмет, кто окажется сильнее, кто даст больше? Не чувствуется здесь ни сухой закон, ни постановление о нетрудовых доходах. Наши шоферы пьют, не просыхая на те деньги, которые они получили с туристов за поездку в Дацан. Это мы вчетвером ездили на такси, а потом всех остальных возили экскурсионные автобусы, собирая с каждого по трешке. Создается впечатление, что живут здесь по своим законам (может быть только в туризме?). В Бурятии всего 1,2 миллиона жителей и из них только 20% бурятов - остальные русские, украинцы, грузины, белорусы и другие. С религией здесь как-то странно получается. С одной стороны антирелигиозная пропаганда (вполне заметная, если смотреть на плакаты), а с другой в семье партийного деятеля из села Иволги, что близь Дацана, пенсионер может работать в Дацане даже ламой. Когда приезжал Далай-лама из Лхасы, то каждый бурят старался прикоснуться хотя бы к его одежде. Кстати Далай-лама обещал скоро снова посетить Бурятию. Утро 12-го августа не принесло изменений. День солнечный, но ветер сильный и Байкал разбушевался. С Рашидом мы договорились, что будем на пляже ждать команды на отправление. Выкупались, сдали свои вещи, но Рашид исчез. Группа, в которую устроилась Валя, так называемая группа здоровья, уезжает сразу после обеда. Их инструктор, единственный из всех, производит хорошее впечатление: строгий, четкий, надежный бурят по имени Батыр и его группа спокойно обедает и ждет отъезда. Наш же Рашид, хитрый татарин, как он сам себя называет, какой-то скользкий, неопределенный и особого доверия не вызывает. С довольствия, по его указанию мы уже снялись и обедать пришлось упрощенно. Притащили в кухню две банки тушенки и две банки горошка и нам все это вскипятили. Валина группа, как и обещал Батыр, уехала на автобусе в Усть-Баргузин или Устье, как его здесь называют. Наконец, уже после 15-ти часов приехал на велосипеде Рашид и сказал, что сейчас будем грузиться и действительно откуда-то появился ЗИЛ-57, грузовик с огромными колесами, которому, конечно, никакие пески не страшны. Когда-то мыс Святой Нос был островом, но постепенно стало намывать пески и постепенно намыло перешеек между Баргузинским и Чивыркуйским заливами шириной 20 км и длиной около 30 км. Через этот песчаный перешеек проложена дорога, но дорога песчаная и обычные грузовики и, тем более, легковые автомобили пройти по ней не могут. Шофер ЗИЛа и его напарник, дюжие белокурые, голубоглазые молодцы чем-то напоминающие шведов. Мы хорошо уложили на доски в кузове рюкзаки, очень удобно устроились сами и тронулись в 15.40, провожаемые добрыми напутствиями и облегченными вздохами администрации. До Усть-Баргузина доехали быстро, уже к 16ч.30м. Машина ушла на заправку, а мы пешком на паром. Около парома встретили Валину группу и Батыр сказал, что дальше едем вместе. Уже на пароме наши белокурые витязи начали распивать спирт, который Рашид потребовал с нас перед отправкой из Максимихи. Как обычно единственной валютой здесь для приобретения транспортных средств является водка, хотя не совсем понятно почему им не годятся обычные деньги. В Усть-Баргузине, несмотря на сухой закон, купить водку легко можно без всякой очереди. Рашид сказал нам, что для дальнейших операций он купил 5 бутылок водки, так что беспокоится теперь нам не о чем. После того как в нашу машину загрузилась дополнительно группа Батыра ехать стало значительно менее удобно, а наши рюкзаки потонули под ворохом вещей и под самими пассажирами. После парома дорога пошла вдоль перешейка. По обе стороны дороги тянутся болота, а в них иногда трупы деревьев. Создается впечатление, что песок здесь давно, а вот болота возникли сравнительно недавно. Скоро начались зыбучие пески с теми же болотцами по бокам. Песок на дороге очень глубокий, но машина идет хорошо, несмотря на уже изрядно пьяных шоферов. С парома мы выехали в 17.30, а уже через час пути дорога стала более твердой и болота кончились. Слева появился Байкал, а справа пошли песчаные холмы, поросшие довольно крупными кедрами. Лесом это не назовешь, но кедров довольно много, хотя среди них попадаются и причудливой формы “скелеты”. Потом дорога стала совсем твердой, пошла по лесу, иногда даже березовому и наконец в 19.30 уперлась в Чивыркуйский залив Байкала. Слева высится скала Монахов, а справа стоит низкое деревянное здание и имеется нечто вроде причала для катеров. Кругом невысокие, покрытые тайгой, сопки, справа уже вдалеке виднеется хребет Святого Носа. Погода серая, а залив гладкий, как зеркало. Мы начали ставить палатки прямо на песке. Полоса песка метров 15 шириной, а за ней плоское зеленое болото. Палатки оказались в плачевном состоянии: одна совсем дырявая, две остальные почти без веревок, и невероятно грязные. Пошли за дровами и кольями для палаток. Рузя с Аликом приступили к дежурству, продолжая очередь дежурств еще с Маны. Ужин поспел, когда уже стемнело. В дымину пьяный Рашид притащил ведро окуней, полагая что мы будем в восторге, но мы отказались их чистить. В это время группа Вали (Батыра) уже поужинала, погрузилась на катер и куда-то уплыла, а к нашим палаткам стали стягиваться шоферы и местные рыбаки. Рыбу они почистили, поджарили на “рожне” и продолжали выпивку и веселье еще часа два, а потом начались взаимные попреки и выяснения отношений с Рашидом. Утром выяснилось, что у Рашида украли коробку с 5-ью бутылками водки. В 9ч. утра машина ушла и увезла группу туристов, стоявших чуть подальше на этой же полоске песка. Мы с утра купались прямо из палаток в воду, хотя сегодня залив уже не такой тихий, как вчера вечером. Рашида не видно, наверное занимается следствием по “делу пяти бутылок водки”. Пришел катер с уловом и мы с Шерочкой пошли посмотреть. Улов богатый: большие щуки, окунь и крупная плотва, по-местному называется сорога. После завтрака появился Рашид и сказал, что до 15-ти часов мы можем быть свободными. Пошли гулять все кроме дежурной Веры, но Юру она отпустила с нами. Взобрались на скалу Монахов и пошли поверху по маркированной тропе, идущей по хорошему сосново-лиственному лесу. Не доходя до селения Катунь увидели под нами огромную палатку и группу туристов. Оказалось, что это одна из групп нашего маршрута и инструктором у них родственник Рашида, такой же горький пьяница как и Рашид. Спустились в рыболовецкое селение Катунь. Та же грязь на берегу, то же болото за деревней, но все очень живописно. За деревней, отделенной от нее протокой воды стоит дом, а в этом доме оказалась группа Батыра с нашей Валей. Они там очень хорошо устроились и все очень довольны инструктором. Валя всем довольна и сказала, что никто ей не делает замечаний. Вернулись к 15-ти часам, пообедали. После обеда пошел дождь и продолжался до самого вечера, но мы гуляли и купались, не обращая на него особого внимания. Мужчины укрыли свою дырявую и вполне проницаемую палатку плащами и накидками, соорудив сложную конструкцию, но ночью дождя практически не было. 14-го августа дежурили мы с Володей, сами встали в 7, а в 9 уже подали завтрак под дружное ворчание всей группы: почему так рано? Но вчера прошел слух будто всех повезут сегодня до 12-ти в Змеиную бухту и мы хотели, чтобы наша группа была в любой момент готова к отъезду. Погода серая. Небо как бы разделилось на две половины: над плоскогорьем Святого Носа сравнительно ясно, а со стороны Карбулика (Покойников как его называют русские рыбаки) все затянуто низкими черными тучами. Что победит? Пришел катер с рыбаками, пришел и стоит; значит не с ним мы должны ехать. Наш Рашид разболелся; вчера на моторке попал под дождь, да еще ночью спал на мокром песке в одном спальнике. Мы как-то перестали в него верить, больше советуемся с Валерой, инструктором другой большой группы нашего маршрута (в которой наша Катюша), а еще больше пользуемся слухами. Сегодня, кажется, победила хорошая погода. Облака поднялись, солнце то светит, то прячется. Однако на озере разыгрались волны. У нас за скалой Монахов сравнительно тихо, а за мысом сплошные волны с барашками. Так в ожидании мы и сидим, бездарно ничего не предпринимая. Обед мы подали в 3 часа, но опасаясь отъезда в любую минуту, ограничились картошкой с тушенкой и чаем. В 16 часов пришел еще катер с понтоном, на котором привезли трактор. Понаблюдали как этот трактор сползал по слегам на берег. Но и этот катер что-то не собирается нас везти. Продолжаем сидеть. Насколько вчерашний день был живым и интересным, настолько же сегодняшний скучный и тоскливый от неопределенности. В 16.20 новый слух: сегодня никто никуда не поедет, а завтра все группы повезут в Максимиху. Алик с Володей пошли к рыбакам т договорились, что 16-го с утра они отвезут нас в Усть-Баргузин. А завтра мы решили устроить большой пеший выход и дойти до Карбулика, а может быть и дальше. Ну, а сегодня будем просто гулять. Вера с Юрой пошли гулять по хребтику над Байкалом. Остальные же гуляли по лесу, поднимались и спускались, бродили где-то за деревней Катунь и в лагерь вернулись в 19.30. Я совершенно забыла, что сегодня дежурю и голодный Юра раздраженным голосом напомнил мне, что и обедом мы сегодня настоящим не накормили (супа не было!), и ужин во время не подаем. Словом мне сильно попало и было стыдно, тем более что Юркина отповедь во-первых была справедлива, а во-вторых прошла при молчаливом одобрении всего общества. Мы с Володей очень спешили и уже в 20.30 все сидели за ужином успокоенные и примиренные. На следующий день 15-го июля после завтрака готовимся к выходу на целый день, но планировать что-либо в условиях нашего маршрута дело безнадежное. Рыбаки, с которыми договорились на 16-е, подошли и сказали, что поедут не завтра, а сегодня. У директрисы магазина, которая, оказывается, и является причиной поездки рыболовецкого катера, заболела в Усть-Баргузине дочь, и она перенесла поездку с 16-го на 15-ое и в 13.30 все должны быть здесь. Мы успели только сходить в Катунь к Батыру и узнать когда вернется Валя. Узнали, что Батыр уже отправил Валю на настоящем рыболовецком сейнере в Усть-Баргузин, значит с Валей все в порядке. Члены его “группы здоровья”, захлебываясь от восторга, рассказывали нам как им хорошо с Батыром, как много они успели посмотреть и как хорошо они живут. Действительно живут они в чистой избе, спят на кроватях в чистых спальниках, прекрасно питаются. И на самом деле все может быть хорошо, если инструктор не скользкий пьяница, а ответственный и доброжелательный человек. В тех же условиях, с той же (увы) водкой он обеспечивает любой транспорт и у него никто не ворует водку, его никто не обманывает и все рыбаки его уважают. Батыр предложил нам доехать до Монахов на катере с рыбаками и все эти беседы с представителями группы здоровья мы вели, сидя на солнышке и ожидая когда рыбаки разберут и уложат свои сети. Ну а потом за 10 минут катер домчал нас до наших Монахов. В быстром темпе мы пообедали и тут же была дана команда грузиться. Оказывается, что на одной машине собираются ехать четыре группы со всеми своими рюкзаками; при этом вся передняя часть машины занята ящиками с бутылками из-под водки. Рюкзаки мы погрузили и осталось так мало места, что и одну группу разместить негде. А четыре? Начинает накрапывать дождь, все сидят, ждут директрису, а время идет. Надо торопиться, паром работает до 19-ти часов, а время уже близится к 16-ти. Шофер не выдержал, дал команду снимать ящики и грузиться людям. Только начали, откуда-то из-за угла вынырнула моторка с директрисой. Опять все укладываем и начинают садиться люди. Но куда и как? Рашид влез на крышу кабины, молодые мужчины стоят, еле удерживаясь, на верхней ступеньке. Кто успел, уселись на рюкзаках, уложенных на ящиках. Чуть пониже, тоже на рюкзаках все мы, а остальные сгрудились стоя, держась друг за друга, некоторые “на одной ноге”. Казалось, что машина не сможет стронуться, но она тронулась и даже очень медленно, но все-таки поползла. Надо отдать должное шоферу, никто не сорвался, никого не потеряли и никого не задавили. Итак мы выехали в 16 ч., а в 18.30 были у парома. Успели! После переправы все расположились в сосенках прямо на улице, а инструктора пошли на почту, звонить на базу, чтобы прислали автобусы. Сбегали в магазин, купили свежего хлеба и отлично поужинали, а в девятом часу за нами пришел автобус. Приехали в нашу Максимиху уже в темноте после 22-х часов. Вот так бездарно окончилась наша попытка получше познакомиться с Байкалом. Мы не были ни в Карбулике, ни в бухте Змеевой, нигде кроме окрестностей бухты Монахов. Правда поездка через песчаный перешеек между Баргузинским и Чивыркуйским заливом произвела на меня большое впечатление, тем более, что в свое первое посещение Байкала я там не была.

Я поневоле сравниваю нашу неорганизованную поездку в 1976 году с нынешней. Пьянство среди русских рыбаков было таким же, но мы четыре одиноких немолодых женщины, чувствовали себя более защищенными, нежели организованные туристы десять лет спустя и все потому что пьянство царит и в туристическом бизнесе, а это уже недопустимо. Пример “группы здоровья” с трезвым ответственным Батыром показывает, чего можно достичь, если бы все инструктора были такими. Нам предстоит провести в Максимихе еще один совершенно свободный день и мы решили провести его всем вместе на берегу Байкала. Кстати, отправленная Батыром в Усть-Баргузин Валя добиралась до Максимихи с приключениями. Прибыла она на базу в 11 часов утра в тот же день, что и мы, но последние 9 километров ей пришлось пройти пешком с рюкзаком на спине. Подробностей я не помню, но к счастью все она выдержала благополучно и последний наш блаженный день на берегу Байкала провела вместе со всеми. Это было 16-го августа. Мы отошли от базы километров на 8 и остановились на совершенно пустом широком песчаном пляже вблизи уютной избушки какого-то зимовья. Каждый занимался чем хотел, но был назначен контрольный срок для общего обеда из принесенных продуктов без варки, но с общим чаепитием. Довольно далеко впереди виднелся черный мыс, далеко вдающийся в воды Байкала. Большинство блаженствовали на пляже: купались, стирались, загорали, гуляли вокруг. Мне захотелось сходить на Черный мыс. Сбор всех частей к чаю назначен на 16 часов; может быть я успею сбегать на мыс? И я побежала по тропе, однако тропа в конце концов спустилась на каменистый берег и там кончилась. По камням особо не побежишь, какое-то время прошла еще и поняла, что до Черного Мыса не дойду, хорошо бы успеть к контрольному сроку, так как отошла от нашего пляжа далеко. Возвращаясь назад уже на тропе я увидела сверху нечто, совершенно непонятное: по воде Байкала плыло огромное зеленое пятно с голубовато-белыми краями. Когда я вернулась на наш пляж оказалось, что это пятно уже подплыло к берегу - вся вода в озере была зеленого цвета с какими-то непонятными зелеными хлопьями. Наши едва успели налить чистой байкальской воды в котелок и во все кружки. О купании больше не могло быть и речи. Вот и хваленный чистый Байкал! Неужели это какой-то выброс с одного из Байкальских заводов? Мы пробыли на нашем чудесном пляже около зимовья до 7-ми часов вечера. Это был по настоящему беззаботный и счастливый день. Напоследок зашли в зимовье и удивились его чистоте, может быть благодаря тому, что оно было испещрено такими надписями: "Почитай хозяина, не оскверняй обитель его" и другими в том же роде. Вернулись на базу и узнали, что в 2 часа ночи было землетрясение, которое никто из наших не почувствовал. Может быть это землетрясение и было причиной временного загрязнения Байкала? Кстати, когда вернулись на базу вода в озере была уже чистой. Отъезд был удивительно организованным. Здоровенный рыжебородый старший инструктор без всякой толчеи рассадил все группы по автобусам. Никаких нареканий, никаких обид. Опять наш автобус (уже другой) барахлил в дороге и с трудом взял перевал перед Улан-Удэ. И в гостинице Баргузин всем были заготовлены номера. Алик пошел вечером в авиаагенство и взял шесть билетов на Иркутск на завтрашнее утро. Вечером в нашем трехместном номере (Валин, Шерочкин и мой) мы последний раз распивали чай всей нашей группой.

18-го августа мы усадили наших Иркутян в такси и отправили на аэродром. Делать в городе нечего, в понедельник все музеи закрыты. Промаявшись весь день в городе и проводив дубнинок мы с Володей 19-го августа в 8 часов утра были уже на причале реки Селенги. Народ на причале есть, а вот катера нет, хотя должен отходить в 8.10, а сейчас уже 8.35. Неужели поездка не состоится? Неужели опять бездельничать в городе? Но нет: в 8.40 откуда-то вынырнул катер типа "Заря" очень быстроходный и маневренный. Селенга большая река, берущая начало в Монголии уже на нашей территории в нее вливаются реки Хилок и Чикой, также текущие из Монголии и наши реки Уда и Джида. Ширина ее на взгляд более 200 метров, а скорость течения 11-13 км/час. Новоселенгинск находится в 120 км. вверх по течению. До середины 18-го века город Селенгинск был сравним с Верхнеудинском (нынешним Улан-Удэ), но два пожара и сильнейшее наводнение заставило жителей переселиться на левый берег и родился город Новый Селенгинск. Катер идет быстро: со скоростью 30 км/час против течения и до 50 км/час по течению. Берега красивые, но однообразные. У самого берега плавни с высоким тонким ивняком, напоминающим бамбук. А дальше пологие сопки, иногда поросшие лесом, но чаще голые. Теплоход идет не считаясь с остановками, указанными в расписании - пристает только если кому-либо нужно вылезти или, наоборот сесть. Если на берегу виден человек, желающий сесть, теплоход пристает и без всякой видимой стоянки: то бабку с ребенком посадит, то высадит супружескую пару. Селений по берегам очень мало. Правый берег более лесистый и сопки более мохнатые и до сопок берега иногда покрыты сосновым лесом. Капитан говорит, что в этих лесах уйма груздей и рыжиков. С реки Новоселенгинск выглядит небольшим селением, но поднявшись на берег мы убедились, что селение большое, но состоящее в основном из одноэтажных деревянных домиков. Двухэтажные дома наперечет. Селение почти без зелени, у редких домов растут несколько чахлых тополей. Сопки низкие и совершенно голые. Унылое место, не дай Бог жить в таком! В Бурятии много мест, связанных с пребыванием декабристов. Одно из них Новоселенгинск. На теплоходе нас скопилось человек 12 туристов и столько же бурятов. На подходе к селению мы уговорили капитана остановиться около могилы декабристов. Это довольно красивый, современной постройки мемориал: два чугунных памятника - столба, выше человеческого роста, чугунные кресты на могилах. Сфотографировали и бегом назад на теплоход. В Новоселенгинске более ста лет назад жили на поселении декабристы братья Михаил и Николай Бестужевы и их друг Константин Торсон. В одном из красивейших старинных домов поселка, выстроенном Старцевым по проекту Николая Бестужева, размещается музей декабристов. Это красивое двухэтажное здание с четырьмя стройными колоннами по фасаду, возвышающееся над окрестными деревянными домами, выделяясь европейским стилем и приятными для глаз линиями. Музей хороший. В нем вещи, принадлежащие декабристам, экспонаты, рассказывающие о движении декабристов, о каторге и ссылке. Братья Бестужевы и Торсон оставили о себе добрую память, много сделали для развития народного образования, медицины и, как говорил Герцен, "для смягчения местных нравов". Стоянка теплохода в Новоселенгинске 3 часа. За это время мы только успели пройти с экскурсией по музею и очень приблизительно посмотреть город. Экскурсоводом у нас был молодой хилый человек, хорошо эрудированный, но с ужасной дикцией. В городе же по нашему впечатлению смотреть практически нечего. В 15ч.15м. мы отплыли и в 17.50 были в Улан-Удэ.

Вот и кончился наш летний поход, очень разнообразный и очень интересный.

Надо сказать, что Красноярская часть была организована хорошо и оставила наилучшие воспоминания, а вот Бурятская (кроме самого Улан-Удэ), несмотря на красоты Байкала, оставляет желать лучшего.

Мемуары И. В. Корзун