Мемуары И. В. Корзун. Часть IV - После альпинизма. Глава 3. Туризм без Имы, 1974 - 1989.
Часть четвертая
Глава 3-9

Лето 1981 года 4/VII-23/VII Кавказ

Нальчик (3 дня), Ущелье Адыр-Су (5 дней), ущелье Куда-Хурт (2,5 дня),
Нальчик (1 день), плоскогорье Кара-Су (3,5 дня), лагерь Безенги (2,5 дня),
Миссес-Кош (2,5 дня), лагерь Безенги (1,5 дня),
Нальчик, Пятигорск, Кисловодск (1 день).

Участники:
6. Солодовник Р.М.
7. Дайбог И.С.
8. Корзун И.В.

Идейная часть маршрута была разработана Володей Кизелем. Он утверждал, что всю свою альпинистскую жизнь всегда сожалел, что торопясь на восхождения приходится проскакивать удивительно красивые места. Поэтому он настаивал на том, что теперь, когда мы абсолютно свободны, не следует ограничиваться только посещениями лагерей и прогулками вокруг них, а пожить по несколько дней в местах для альпинистов не интересных, но удивительно красивых. По его инициативе в маршрут были включены ущелье Куда-Хут (куда ему удалось заглянуть еще в альпинистские годы) и плоскогорье Кара-Су, возвышающееся над обычной автомобильной дорогой в Безенги, но которое некоторым альпинистам приходилось пересекать при вынужденных пеших переходах из Нальчика в Безенги или наоборот, при возвращении из Безенги в Нальчик. Сейчас построена и автомобильная дорога через перевал Кара-Су. Благодаря тому, что начальником у нас Виталий Абалаков, существует возможность нашей доставки туда на грузовике. В отношении участников единственным неизвестным для меня был только Володя Кизель. Абалаковы уже показали себя в прошлогоднем походе по р. Большой. Самые дисциплинированные, самые активные, самые неутомимые, всегда готовые помочь и даже в качестве дежурных старающиеся быстрее и лучше всех накормить команду. Неизвестно, конечно, как Виталию удастся сохранить такой стиль поведения в горах Кавказа, где он знаменитость и окружен ореолом чуть ли не исключительности благодаря созданию когда-то непобедимой команды, молодые члены которой до сих пор еще руководители школ или создатели собственных команд. В отношении Рузи у меня сомнений не было. Меня еще в прошлом году покорила ее простота, с которой она признавала свое неумение или физическую слабость, но потихоньку старалась преодолеть их. Меня восхищало ее умение незаметно принимать на себя инициативу в тех вопросах, в которых она чувствовала себя сильной. Она первой замечала в магазинах продукты, которых нам не хватало и не только замечала, но и приобретала их. Она старалась быть хорошей дежурной даже тогда, когда была измотана до предела и действительно была прекрасной дежурной. Она умела быстро приспосабливаться к любым нестандартным ситуациям и пользоваться ими для восстановления сил не только своих, но и Алика. Словом за Аликов я была спокойна, а вот каков в такой разнородной и мало знакомой группе Володя Кизель, я не знала.

Я уже писала в части об альпинизме, что увидела Володю еще в 1934 году, когда впервые встретилась с “настоящими” альпинистами. С одной стороны могу считать его самым своим давним знакомым среди альпинистов, так как с тех пор мне было интересно следить за его альпинистской судьбой, когда у меня бывала хоть какая-то возможность думать об альпинизме. С другой стороны судьба никогда не сталкивала с ним и это лето было первым случаем, когда предстояло познакомиться с ним как с человеком, а не только с его альпинистскими достижениями. Уже предложенный им маршрут говорил о его любви не только к “достижениям” в альпинизме, но и ко всему миру гор. Когда в альплагере Адыр-Су впервые посмотрела его слайды гор, я почувствовала в них не только желание показать гору, но и показать ее в обрамлении прекрасной окружающей природы, создающей именно мир гор. В первые же дни в Нальчике мы все убедились в том, что Володя вполне вписывается в нашу компанию. Начальник всех Кавказских лагерей Рамазанов встретил нашу компанию очень приветливо. Виталия с Валей он поместил в отдельной однокомнатной квартире с кухней, ванной, телевизором, а главное, с чудесным тенистым садиком. Сверху садик зарос виноградом, так что получалась сплошная зеленая крыша. Для остальных были выделены 2 комнаты: мужская и женская. Машину для поездки к ущелью Адыр-Су обещали дать уже завтра. Зашли за Любой Кропф (жительница Нальчика, жена известного альпиниста - шуцбундовца и сама бывшая альпинистка) и все кроме Абалаковых отправились гулять в парк. Нальчикский парк все мы помним и любим с давних пор. Он хорош в любую погоду и мы славно в нем погуляли, на “канатке” съездили на обзорный пункт и пообедали. Вечером ужинали у Абалаковых, у них “штаб” нашей группы. Следующее утро опять провели в парке, потом сдали вещи и приготовились к отъезду. Автобус нам подали в 15 часов. Виталий отошел для переговоров с шофером, а остальные стояли все вместе около груды рюкзаков и вдруг резкий скрип тормозов и человеческий крик. Выбежали на проезжую часть улицы и увидели около автобуса легковую машину и Виталия в центре столпившейся кучки людей, бледного, с кровью на затылке. Конечно он был сам виноват, отойдя от шофера не стал обходить автобус, и его сшибла проходящая мимо легковая машина. В результате Виталий серьезно ударился боком о машину, и еще каким-то образом головой. Хотя Виталий и настаивал на том, чтобы сразу же трогаться, но тут мы все были единодушны и направились все на том же автобусе в травмопункт больницы. После обследования в больнице сказали, что сотрясения по-видимому нет, но нужен покой, и за это время выяснится нет ли серьезных повреждений в боку. Потом Рамазанов возил Виталия к невропатологу, который подтвердил отсутствие сотрясения, но отъезд отложил минимум на два дня. Вечером Виталия смотрел еще врач Безенгийского лагеря и тоже посоветовал покой на 2-3 дня, а также, чтобы все кроме Вали не болтались вокруг, дабы отдых был действительно полноценным. На третий день пребывания в Нальчике, мы с Нелли с утра сходили на базар, чтобы обеспечить Виталия с Валей продуктами. Виталий выглядел совсем здоровым, но сильно болит бок. Чтобы не затруднять Валю, отправились завтракать в кафе, а потом все шестеро поехали в охотохозяйство, расположенное в 12 км. от Долинского, в зеленых, мохнатых горах вблизи селения Белая Речка. Сильно пьяненький, но симпатичный абориген, посоветовал нам подняться на гору над местной гостиницей (видимо для именитых гостей), обещая наверху великолепные луга и красивые виды. С утра Володя посоветовал женщинам принять по возможности приличный вид (сам он всегда был в “приличном виде”) так как не исключено, что придется заходить к начальству. У женщин таковая возможность начисто отсутствовала (не в платьях же ходить по горам), поехали без “приличного вида”, но, и к начальству заходить не пришлось. Весь день все подсмеивались над Володей, утверждая, что единственно, чего нам не хватает здесь - это приличного вида. Действительно дорога, идущая в гору мимо гостиницы, была глинистая, мокрая и скользкая. Гостиница выглядит очень симпатично: небольшой 3-х этажный дом - вилла, и, кажется, бывшая дача Хрущева. Миновав гостиницу, мы предпочли подниматься по густому буковому лесу и через час вышли на гребешок, а по нему добрались до большого луга, заросшего высокой травой, ярчайшими цветами и громадными зонтичными. Хотя обещанного аборигеном Нальчика мы не увидели, вид на долину по которой приехали и на соседние мохнатые горы, был действительно удивительно хорош. Отдохнули под огромным ясенем, ожесточенно отбиваясь от слепней и благодаря Бога за то, что мы не в “приличном виде”. Спустились на шоссе в 16.30 и только что разделись у ручья, чтобы смыть пот, как увидели, что вниз по шоссе тронулся автобус. Володя среагировал моментально, догнал и остановил его, и шофер кротко ждал, пока Рузя оденется и добежит. В Долинском на пересадке задержались и пообедали, а в 21ч.50м. явились домой со слабой надеждой напиться чая у Вали, но в тот самый момент, когда подошли к двери Абалаковых, свет у них погас и пришлось расходиться по комнатам.

Четвертый день пребывания в Нальчике начался с того, что в 8 часов вся команда, включая Валю, отправилась в баню. Мы с Валей ограничились душевыми и быстро вернулись, а вернувшись узнали, что посланный Рамазаевым автобус уже стоит перед нашим приютом на улице Пачева 34 и должен тронуться в 10 часов. Пришлось бежать в баню и блуждать между кабинами мужского отделения, громко взывая к Володе Кизелю. От таки отозвался и обещал ускорить события. Успели даже скоропалительно позавтракать. На этот раз посадка прошла благополучно. Виталий едет с нами, хотя бок его еще изрядно болит, но с головой все в порядке. В 10 автобус тронулся. Едем только мы с вещами, так что всем было удобно. Виталия все-таки растрясло, бок разболелся, но он держался героически. Около 13-ти часов подъехали к ущелью Адыр-Су. По сравнению с 1965 г., когда мы с Нелли познакомились здесь с Аликом, много новшеств. Вместо изнурительного “Докторского перевала” преграждающего вход в ущелье (перевала на котором умер всеми любимый Коля Гусак), выстроены подъемник для грузов и лестница для пешеходов. Лестница достаточно удобная и мы довольно быстро поднялись по ней вместе с рюкзаками. Обещанной машины наверху не оказалось, но мы встретили несколько альпинистов, которые эту машину дожидались. Вскоре снизу подошла грузовая машина и все с интересом наблюдали за ее подъемом. Оказывается машина эта послана для нас, но у нее “полетел” подшипник и только что загрузившись, пришлось разгружаться. Связи с лагерем Улу-Тау не было. Мы с Володей решили идти до лагеря налегке и выслать за нашими машину из лагеря. Длина ущелья Адыр-Су 12 км. Налегке идти очень приятно, ущелье красивое, поросшее молодым сосняком. Постепенно открывается боковые хребты и вершины. Повстречали машину, шедшую из лагеря к подъемнику. Сказали, что там дожидаются люди, и пошли дальше уже не торопясь. Мы успели пройти больше половины ущелья, когда нас нагнала машина с нашими и всеми подобранными по дороге альпинистами. Приехали в лагерь около 16-ти часов. Начальника не было, но встретили нас (вернее Виталия и Володю), чуть ли не восторженно. Весь лагерь и столовая в частности, производят очень хорошее впечатление. Расположен лагерь на высоте 2600 м. Все переходы выложены аккуратными бетонными плитами. Участники живут в домиках, стоящих на естественных площадках, покрытых плоскими камнями. Очень чисто. В центральном здании (все здания деревянные) помещаются столовая, медкабинет и несколько комнат служебного и неслужебного назначения. Всех наших мужчин разместили в комнате на 4-х человек внизу, а женщинам достались роскошные апартаменты, предназначенные для начальственных гостей, наверху. Две комнаты с коврами и креслами и в каждой по две кровати. Такого шика мы в лагерях еще не видывали. Вечером сходили гулять по ущелью, которое замыкает массив Улу-Тау-Чаны. Валя показала и рассказала о спартаковском восхождении по северной стене Улу-Тау; очень интересное и сложное восхождение. Спали отлично. Хотя мы с Нелли не очень стремились в Адыр-Су, теперь же рады, что оказались здесь, всем здесь хорошо. С утра (10-го июля) дождь, но после завтрака он утих и мы решили сходить на Местийские ночевки, до которых ходьбы, по словам начальника лагеря 2,5 часа. Вышли все, даже Виталий впервые пошел с нами. После первого отдыха он вернулся, а когда пошел дождь повернули назад и остальные, разрешив мне идти дальше. Я пошла, совершенно забыв, что уношу с собой ключи от женского помещения. В 13.20 добралась до Местийских ночевок, где стоят штук 8 палаток и устанавливают свой лагерь альпинисты соседнего лагеря Джайлык, пришедшие на ледовые занятия. Здесь порывистый ветер, дождь, холодно и очень неуютно. Во время фотографирования обнаружила в кармане ключ и ринулась вниз и в тумане потеряла тропу и оказалась гораздо выше ее. Пришлось спускаться по бараньим лбам и я немножко опоздала. За обедом был “втык” от Виталия за 3-х минутное опоздание к обеду и от Вали за ключ. Вечером была торжественная встреча новичков, вернувшихся с восхождения, а после ужина Володя показывал слайды вершин Памира и Кавказа, а нас зачем-то посадили на сцене. Вошли в зал под дождем, а вышли и остолбенели: ясное звездное небо, все вершины сверкают в лунном свете, красота неописуемая! Пошли погулять по дорожке к лагерю Джайлык, предвкушая чудесную погоду на завтра. Увы, только утро было ясным (11 июля). Все кроме Виталия пошли знакомиться с ущельем Джайлык. Прошли через лагерь, особенно его не разглядывая, поднялись до поворота ущелья и посидели, рассматривая все кругом. В ущелье 2 коша и судя по состоянию тропы много скота. Дождик идет все время, и плащей мы не снимаем, идем прямо по склонам. В 13.30 посидели последний раз, слушая рассказы Володи и даже Исая, навеянные “скотским” характером ущелья. Володя любит и умеет рассказывать и мы с интересом слушаем его “новеллы”, как мы называем его рассказы. В лагерь вернулись к самому обеду (15 ч.) под непрерывным дождем, а после обеда дождь совсем разошелся и все расползлись по своим комнатам. Оказывается мужчины совещались у себя и решили, что отъезд наш откладывается на день из-за плохой погоды; в ущелье Куда-Хурт будет слишком мокро и лучше задержаться в благоустроенном гостеприимном лагере. Это решение передал нам Алик, однако женская половина позволила себе с этим планом не согласиться и предприняла соответствующие действия. Мы быстро расплатились за 6 человек за пребывание в лагере до завтрашнего утра, разделили на 6 частей продукты и снаряжение и полностью приготовились к отъезду, если конечно погода позволит. На следующее утро (12 июля) в 7 часов шел унылый мелкий, совсем осенний дождик. Неужели все наши приготовления напрасны? Однако уже к завтраку, солнышко нам обнадеживающе улыбнулось. Свои рюкзаки в сопровождении Алика мы отправили на машине с отъезжающей первой сменой участников. Виталий с Володей остаются, дабы провести достойную встречу 2-ой смене и идут нас провожать. Простились у кладбища около моста и мы пошли налегке вниз по ущелью, благодушные и веселые. Даже Исай, который с утра был очень мрачным, повеселел и любуется вместе со всеми живописными боковыми ущельями и принимает участие в общей болтовне. Остановила нас куча рюкзаков за очередным мостом через Адыр-Су, в которых мы признали свои собственные, а вскоре увидели и Алика. Он, оказывается, не теряя времени, перетащил все наше имущество от подъемника к этому мосту. Мало того, он успел найти подходящее место для лагеря, где мы вшестером с удовольствием прожили весь следующий день, совершая прогулки в разных комбинациях. От Виталия и Володи никаких сведений и мы решили идти в ущелье Куда-Хурт, не дожидаясь их. Виталию идти в ущелье еще рано, а Володя там уже был. На третий день на двух автобусах с пересадкой добрались на следующий день к 14-ти часам (14 июля) до входа в ущелье и были несколько разочарованы. Ручей Куда-Хурт оказался бурным потоком, переправа через который оказалась достаточно сложной, видимо дождливое лето сделало свое дело, кроме того, Володя был в ущелье в августе, а не в июле. Пошли на разведку, нашли описанное Володей место стоянки в начале ущелья. Стены ущелья очень круто уходят вверх, так что конца их даже не видно. В некоторых местах отвесные скалы подходят к самой воде, в других внизу крутые склоны, поросшие лесом с крапивой и колючками внизу. Тропы нет и сначала ущелье показалось непроходимым и мы почти уже решили завтра же возвращаться в Нальчик и готовиться к следующей поездке. Лагерь мы поставили тут же на заброшенной дороге у всех на виду, на той стороне реки Баксан, поминутно с грохотом проносятся машины. Место для лагеря, прямо скажем, не очень подходящее, но переносить не стали, а все потому, что так ничего окончательно и не решили. Алики, Валя и Нелли спали отлично, я несмотря на димедрол, очень плохо, а Исай совсем не спал, встал с сильнейшей головной болью и сказал, что с такой головой никуда не пойдет. А остальные все-таки вышли после 9-ти утра, хотя погода серенькая. Воды в ущелье по-прежнему много. Сначала пытались разуваться при переходах через ручей, но очень скоро стало ясно, что это безнадежно. Переправляться с одной стороны ручья на другую приходится поминутно, иногда по колено в воде, а там где скалы подходят к воде, идем по самому ручью. Через час пришли на описанную Володей ночевку под нависающими скалами на левом берегу потока. Посидели разувшись и грея ноги. Пошли дальше. Скалы по обе стороны ущелья очень живописны и высота их порядка 100 метров, однако фотографировать трудно, солнце пробивается на дно ущелья отдельными пятнами, а кругом слишком контрастная тень. В 12.30 подошли к водопаду: по рассказам Володи он в 3-х км от входа в ущелье. Обойти по склонам можно, но мы собираемся вечером быть в Нальчике, а поэтому поворачиваем назад. На самом выходе встретили Володю, принесшего последние новости: Виталию гораздо лучше, сегодня он делает в лагере последний доклад, а завтра в 12 часов встретит нас с машиной у моста перед селением Бедык. Раскритиковав лагерь, Володя ушел спать в ущелье (разве можно жить на дороге, пусть и не проезжей!) На следующее утро в 9 ч. после завтрака вшестером (Валя осталась с вещами) полезли по крутому склону непосредственно над нашим лагерем. Иногда из леса выходили на лужайки, с которых открывался вид на ущелье, но солнце до него еще не добралось. Володя в погоне за интересными снимками, стал спускаться в ущелье, а остальные в лагерь. Контрольный срок Володиного возвращения 10.45. Сняв лагерь и благополучно переправившись через ручей по толстенной наклонной бетонной трубе женщины с рюкзаками вышли в 11.30 потихоньку к месту встречи с Виталием, оставив Исая и Алика дожидаться опаздывающего Володю, и гадая что могло заставить его нарушить контрольный срок? Это на него совсем не похоже. Оказалось, что спускаясь к воде Володя упал в ручей, после чего у него остановились часы. Ну что же, случается и с альпинистами высочайшего класса.

Спускаясь по тропочке из селения Бедык к мосту через Баксан заметили подъезжающую машину и машущего из кабины Виталия. Было это в 11.55. Вот где точность необычайная! В 14 часов мы все уже были на нашей родной улице Пачева 34. Завтракали у Абалаковых, все кроме Володи. Он бегал на почту и появился к концу завтрака с сообщением, что у него родился внук.

В 13 часов, на этот раз без катастроф, тронулись по обычной дороге, а после селения Кара-Су свернули в ущелье и стали подниматься к перевалу Кара-Су по очень крутой дороге, уходящей вверх причудливыми серпантинами. Чуть-чуть не доехав до перевала, остановились у жалкого родничка, скупо выдававшего воду буквально по капле. Я побежала искать более приличную воду к видневшимся недостроенным домикам, но ничего не нашла и мне, как обычно, влетело на этот раз от Нелли и Исая, которым пришлось ставить палатки в одиночестве под дождем. Остановились мы в 15 часов, небольшой дождик начался еще в Бабугене, а после обеда в 17.30 зарядил с новой силой и шел всю ночь. Лагерь мы разбили около бетонной поилки для скота, местечко симпатичное, если бы не погода. Утром дождь не прекратился, а мы с Исаем дежурим. Разжечь костер трудно, и нам на помощь пришли, конечно, Абалаковы. Нельзя сказать, что Кара-Су встретил нас гостеприимно. Со стороны ущелья Кара-Су дорога доведена до перевала и еще есть метров на 500 ответвление хорошей дороги к ферме. После завтрака Алики, Володя и мы с Нелли несмотря на погоду пошли гулять. Дошли до перевала. На нем убогий металлический обелиск с надписью на прибитой дощечке “освободителям Кавказа 1943-1973г.”, а над ней мелкими буквами: “остановись и сыну покажи заросшие травою рубежи”. А дальше во все стороны сплошное болото с размякшей глиной. Все повернули, но мы с Володей, махнув рукой на налипающие комья глины, зашагали дальше и дошли до места, куда я доходила вчера, но посмотрев на глубокие глинистые колеи, оставленные нашей машиной повернули назад. Наш шофер Миша рискнул возвращаться в Нальчик этой дорогой, а мы полезли на зеленые травянистые склоны. В 15 часов мы с Исаем уже подали обед, но только благодаря Исаю, который все это время поддерживал огонь в костре. На какое-то время выглянуло солнышко, но после 16.30 из Безенгийского ущелья поползла какая-то серая муть и жуть и вскоре опять зарядил дождь. Исай целый день провел у костра. В результате его и Виталия деятельности выросла аккуратная поленница сухих дров, которых хватит дня на два. После ужина мы с Нелли опять пошли гулять вниз по дороге. И справа и слева видны фермы, но ни скота, ни людей не видно нигде. Вспоминаю рассказ двух балкарцев из Безенги, которые вчера проехали кусочек дороги в нашей машине. Они рассказали, что в 1974 году в район Безенги привезли 1000 яков. Они прекрасно себя здесь чувствуют, гуляют себе по горам и совсем не прихотливы. Стадо, будто бы выросло до 10000 голов. Вернулись в лагерь под солидным дождем, который все усиливался и шпарил до 1 часа ночи, а в середине ночи уже светила почти полная луна и сверкали звезды. 19-го июля утро ясное и даже солнечное. Трава еще мокрая но все быстро сохнет и первый раз мы отправились на прогулку с почти сухими ногами. Пошли все, кроме Виталия. Он теперь дежурил вместе с Валей, а Нелли с Володей. Идем с намерением подниматься на все встречаемые “пупки”. Трава здесь не такая высокая как в охотохозяйстве, но цветы те же, что и там, такие же яркие и в таком же изобилии. Облазали все что могли, полюбовались во все стороны на необозримые и бесконечные хребты и хребтики. В этих травянистых вершинках, в пологих зеленых склонах есть своя прелесть. Мы никуда не спешим, не сгибаемся под тяжестью рюкзаков и ничто не мешает любоваться. Вернулись в лагерь, решив, что завтра пойдем гулять еще до завтрака. Вечером ходили гулять мы с Исаем, Нелли и Алики. Особенно хорош вид в сторону Безенгийского ущелья, хотя все гигантские снежные горы закрыты тучами. А прямо под нами видна дорога в Нальчик. На следующее утро в 6 утра мы с Исаем были разбужены Володиным шепотом: “вставайте, все кругом ясно”. Делать нечего, выскочили, Володя зря не разбудит. Видно все во все стороны: все массивы Безенги, Цей, далекие Казбек и Тепли. Вышли в 10 утра всемером, все кроме Виталия, с целью обойти все плоскогорья Кара-Су. Впервые увидели на нем людей. Сначала встретили мотоциклиста, катившего без всякой дороги по крутому травянистому склону: ехал осматривать дальние пастбища. Он рассказал нам, что на этих холмах скот пасется только зимой, а через месяц здесь начнется покос и сено никуда отсюда не увозят, будут хранить на фермах, куда скот зимой загоняют в плохую погоду. Потом увидели лошадей и всадника около них, а затем встретили скачущего всадника. Это был объездчик всех этих лугов и холмов, который регулярно следит за их сохранностью. Сам он из селения Белая речка, которое прекрасно видно с наших заоблачных высот. Алик узнал даже гору, на которую мы поднимались из охотничьего хозяйства. После обеда ходили на вершинку, чтобы полюбоваться дальними горами в лучах заходящего солнца. После сегодняшнего дня делать нам в Кара-Су больше нечего. На следующее утро (21 июля), сразу после завтрака за нами приехал наш любимый шофер Миша и в 9ч.40 м. мы уже спустились в селение Кара-Су, а оттуда по известной издавна, но совершенно мною забытой, теснине Безенгийского ущелья к селению Безенги. После селя 1938 года я видела последний раз селение в очень жалком состоянии. Сейчас оно перенесено на новое место, чуть ниже по ущелью, и выглядит совсем новым и чистым: новые аккуратные домики с украшениями; при домах огороды с картошкой и даже фруктовые сады. От селения дорога узкая, круто поднимающаяся вверх, но Миша ведет машину виртуозно и тряска почти не ощущается. В 11ч.30м. мы въехали на территорию лагеря Безенги, которого при мне еще не существовало. Выглядит лагерь очень привлекательно. Он расположен на левом берегу реки Мижирги у самого ее впадения в Черек Безенгийский. В лагере дома почти все разные: есть и одноэтажные и двух и даже трехэтажное здание контрольно-спасательного пункта (КСП). Очень украшают лагерь яркие крыши всех построек: ярко красные, ярко голубые и зеленые. Виталия и Володю сразу окружили, они в центре внимания. За лето в лагере две смены разрядников (не ниже 3-го разряда) и две смены школы инструкторов. Всего на территории лагеря приблизительно 190 человек (разрядников и школы инструкторов). Женскую половину нашей команды разместили в комнате на втором этаже здания КСП, а мужчин (по двое в комнате) в здании, где живут инструктора. Начальник лагеря Рахаев (бывший председатель колхоза в селении Безенги, фактически восстановивший его на новом месте), начальник учебной части Игорь Кудимов (сын известного по довоенным еще временам работника ВЦСПС Бориса Кудимова). Нам всем дали возможность помыться в душе и постирать в прачечной. После четырех дней в Кара-Су практически без воды (я, например, нашла себе персональную лужу довольно далеко от лагеря, в которой умывалась, вызывая всеобщее недовольство из-за постоянных опозданий к завтраку) это было для всех невыразимым блаженством. После короткого совещания в женской комнате наметили план на ближайшие дни. Завтра (22 июля) идем налегке в ущелье Мижирги, а 23-го все вместе уходим в Миссес-Кош на 2 дня, и оттуда поднимаемся на Кель-Бати полюбоваться всей Безингийской стеной, а желающие сходят на Австрийские ночевки. Вечером Володя в переполненном зале с большим успехом показывал свои слайды вершин Памира и Кавказа. Согласно плану идем в ущелье Мижирги. Я в нем никогда не бывала. Как-то так получилось, что все мы разбрелись. Сначала ушли Виталий с Володей. Виталия мы встретили, он возвращался в лагерь готовиться к двум вечерним докладам: одному для школы инструкторов и еще одному для разрядников. Рузя повернула и пошла с Виталием вниз, а вскоре повернула и Валя, которая еще перед Кара-Су чувствовала себя нездоровой, Исай пошел ее провожать, а Нелли, пошедшая в кедах, ушла от нас искать мостик через Мижирги. Остались мы вдвоем с Аликом. Прошли начало подъема к так называемому “Теплому углу”. Там строится хижина и к нему ведет очень крутая тропа по травянисто-осыпному склону. По тропе шустро поднимаются с небольшими, но увесистыми рюкзаками разрядники, а некоторые, уже налегке сбегают по склону вниз. Мы с Аликом дошли до большой поляны в самом конце ущелья. Тут к нам присоединился Володя, спустившийся на нашу поляну по крутому каменистому склону как будто из поднебесья. Я никогда не была в ущелье Мижирги, никогда не видела стену Дых-Тау - Мижирги с севера. Надо сказать, что подъем отсюда на Дых-Тау выглядит почти фантастически. Мы уселись и Володя показал и рассказал нам как поднималась по северной стене команда Спартака на Дых-Тау и Мижирги. Полюбовавшись действительно замечательным зрелищем стены мы в 13.30 повернули и пошли вниз. Далеко внизу заметили фигурку, напоминающую Нелли и я бросилась ее догонять, чтобы она не проскочила найденную нами прекрасную переправу через мощный приток реки Мижирги. Перед выходом мы с Нелли поспорили. У нее был пунктик: одеваться полегче, носить поменьше. С этой целью она пошла в ущелье Кундюм Мижирги в кедах. Я уверяла ее, что кеды не для ущелий, где даже тропы нет и что тяжелые ботинки с триконями, или хотя бы с вибрамой, всегда себя оправдывают. Убедить Нелли в чем-либо, особенно при свидетелях, нелегко, но сейчас было не до обид. Мне удалось догнать Нелли (это была она) у самой переправы (огромный камень, перекрывающий почти весь поток), которую она, конечно, не заметила. Дальше спускались вчетвером и еле-еле поспели к обеду. Следующей задачей было найти врача для Вали. Врач лагеря, очень симпатичная Ольга Макаровна, с которой мы познакомились накануне, укатила в Нальчик, но врач в лагере нашелся и сказал, что Вале необходимо сесть на строгую диету: только сухари и чай. Хватит ли у Вали сил для завтрашнего выхода? Оба выступления Виталия прошли с триумфом. На следующее утро все вышли к Миссес-Кешу в 7.30, а Виталий ушел еще в 7 часов. Добирались до Миссес-Коша 3 часа. Застали там группу Новосибирцев, которые вскоре ушли вниз, оставив нам ключи от "хижины". Хижина представляет собой белый домик, напоминающий маленький вагончик, внутри которого двухэтажные нары. Легли спать под мерный шум дождя, который нашел таки изъяны в крыше и заставил нас сгрудиться в одном углу, используя оба этажа нар, однако к утру он прекратился. Утром (24 июля) встали рано и вышли в 8 утра. Спуск на ледник очень крутой и противный. На леднике немножко "запоролись", пришлось даже подрубать ступени для Рузи, которая поначалу чувствовала себя не очень уверенно. Долго шли сначала по серединной морене, потом по ровному леднику. Против тропинки к Кель-Баши перебрались на левую сторону ледника и к 11-ти часам подошли к крутому подъему на береговую морену, на которую взобрались к 11ч.30м. С морены вид достаточно хороший и на озеро, и на подъем к Кель-Баши, и на Безенгийскую стену. На наших глазах с Кель-Баши спускалась группа из пяти человек. Наши посмотрели, посмотрели и решили на Кель-Баши не подниматься. Оставив Валю со стертой ногой и Рузю на морене, решили подняться метров на 200 по скальному гребешку, чтобы получше увидеть Шхару. Полезли Володя, Алик, Исай и я. Нашли уютное местечко и посидели полчаса любуясь и фотографируя и Безенгийскую стену, и Дых-Тау. По зеленому крутому склону спустились на морену, а в 14 часов начали спускаться на ледник. Вернулись в Миссес-Кош очень уставшие, ноги как-то не очень охотно передвигались, а на последнем подъеме все тащились с трудом. На середине подъема нас встретил Виталий и сообщил, что пришла Нелли (она вчера в своих кедах либо растянула, либо сильно ушибла колено и с нами в Миссес-Кош не пошла). Мы дружно заорали "Ура!" Очень бывает приятно, когда вся команда собирается вместе. Виталий и Нелли встретили шикарным обедом-ужином. Вечером пришел к нам и посланец из лагеря с поручением узнать все ли у нас в порядке и нет ли поручений в лагерь. Вот это забота! Вторую ночь в хижине Миссес-Кеш мы провели все вместе и долго не спали, читали по очереди любимые стихи, слушали "новеллы" Володи и воспоминания Виталия и Вали, и я почему-то вспомнила свою первую ночевку в Парамоново под Москвой с "настоящими" альпинистами. На следующий день мы с Аликом собрались дойти до Австрийской ночевки под Мижирги и ночевать там. Утром мы с Рузей и Аликом начали хлопотать с завтраком. Рузя не спала всю ночь и сказала, что никуда сегодня не пойдет, но согласилась на наш ночлег с Аликом в хижине (теперь и там есть хижина) на Австрийских ночевках, однако Виталий неожиданно категорически запретил наше предприятие заявив, что все пойдут налегке под руководством Володи и вернутся ночевать в Миссес-Кош. Сам он с Рузей и Валей уйдут среди дня в лагерь, а Исай сказал, что останется в Миссес-Коше до вечера и в лагерь вернется вместе с нами. Итак в цирк Шхары отправились вчетвером: Володя, Нелли, Алик и я с предписанием к хижине под Мижирги не подниматься. Еще до выхода к нам заглянул спасатель с Австрийских ночевок Иван Иванович и успел рассказать нам где нужно идти по леднику и где подниматься на полукруглую морену после разветвления Безенгийского ледника. Вышли в 8 и воспользовавшись советом идем быстро. Встретили три группы туристов. Одна спускалась, а две шли с перевала Цаннер в сторону Дыхни-Ауш. В 13 часов мы были на полукруглой морене. Володя остался фотографировать, а мы с удовольствием пошли по почти горизонтальной морене, которая в отличие от ледника совсем не изменилась. Наконец цирк Шхары предстал перед нами во всей красе, то самое зрелище, ради которого я сюда стремилась. Посмотрели как обе встреченные группы поднимаются к хижине Австрийских ночевок и немножко спустившись с морены к ручью сели завтракать, а Володи все еще не видно. Ждали долго, не менее получаса. Наконец он показался, но продвигался так медленно, что совершенно не соответствовало желанию догнать нас. Я вышла навстречу и выяснила, что он считает, что пора поворачивать, а позавтракает он позднее. В 15 часов тронулись в обратный путь. Навстречу нам пополз густейший туман, видимость не превышает 8-10 шагов. Восхищаемся Нелли, которая несмотря на свою больную коленку отлично спускается к леднику, но опасаемся, что выбираться к Миссес-Кешу будет трудновато. Покормив Володю в 16.30 двинулись по леднику вниз, не видя ни правого, ни левого берега. К счастью после 18-ти часов туман разорвало и в 19.15 мы уже радостно приветствовали Исая, встретившего нас готовым ужином. Все изрядно устали, но прогулкой остались очень довольны. На следующий день к обеду пришли не торопясь в лагерь, довольные, что вся команда опять вместе, а я к тому же получила письмо от Наташки, которое добиралось из Москвы всего 10 дней. Все довольны, что повидали снова Миссес-Кош, там ведь еще весна, цветут одуванчики и снова я видела сквозь цветущие рододендроны любимую мою картинку: белоснежную стену с треугольником Гестолы и развалюхой Катын.

Потом был еще один день в лагере и прощальный ужин, устроенный нами для руководства лагеря, врачей и знакомых инструкторов. Обитатели лагеря забавно рассказывали о проделках стада туров (300 голов), которые живут в "Теплом углу". Нисколько не боятся альпинистов, нахально таскают у них продукты, но моментально исчезают, когда появляются балкарцы. Вечер прошел весело, мы досиделись до самого отключения движка и ложились спать в полной темноте. 27-го июля мы выехали из лагеря на Мишиной машине только после обеда в 16 часов. Касым Казиевич дал нам два матраца, так что ехать удобно и мягко, не то что по дороге сюда, когда Исай стер себе некое место до крови.

В 20 часов были на родной улице Пачева 34. Вечером долго обсуждали организацию нашего отъезда. Билеты у нас не из Нальчика, а из Кисловодска и поезд дневной. Для надежности решили, что четверо едут рано утром в Кисловодск, чтобы сесть на конечной станции и занять наши места. Остальные дожидаются кладовщика, забирают оставленные вещи, добираются только до Пятигорска (3-ая остановка) и подсаживаются там. Володя, Нелли, Исай и я автобусом до Пятигорска и электричкой до Кисловодска добрались до Кисловодска к 12-ти часам. Успели купить продукты в дорогу и даже погулять. В Кисловодске жара, толпы народа. По общему нашему мнению это тот отдых, от которого следует бежать, как от огня. Посадка и в Кисловодске, и погрузка остальных в Пятигорске прошли без сучка и задоринки и вот мы уже опять все вместе. Вот и сказка вся. Благодаря Виталию мы великолепно отдохнули, снова повидали любимые горы, познакомились с Володей Кизелем, и оценили его.